Дина Кужашева
Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Публикация «Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2016
Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств : эстетики среды и быта, природы, различных видов искусства; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).
Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к культуре, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.
Соответствие возрастным психологическим особенностям детей : все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своим назначением, но и внешним видом; произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.
Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей.
Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства целесообразно отвести в группах специальное место. На стене на уровне глаз ребёнка вывешивается небольшая «полочка красоты». Под ней оборудуется стол со стульями – место для встреч с прекрасным готово!
Окружающая ребёнка среда должна содержать лучшие образцы общечеловеческой культуры – должна быть насыщена классическими и авангардными произведениями не только детской, но и «взрослой» живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства.
Рис. 1 Картина маслом (художник : Кужашева Д. Р.)
Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные.
Рис. 2 Матрешки
Подбирая оборудование и элементы оформления, необходимо обращать внимание на то, что:
-эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс;
-целенаправленное и систематическое ознакомление детей с художественно-эстетичными предметами обогащает их знаниями, формирует художественный вкус (знакомство с предметами народного творчества, репродукциями картин)
-эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется также участием самих детей в создании красивого окружения (детей необходимо учить поддерживать красивое оформление разных уголков)
-художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания;
-важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом;
Эстетика быта включает в себя множество деталей - вещи, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушки, одежда малыша и окружающих его людей, дизайн помещений.
Рис. 3, 4 Творческая деятельность детей 3-4 лет в группе.
Рис. 5 Творческая деятельность на прогулке детей 3-4 лет.
Эстетически развивающую среду образуют творческие работы воспитателей и детей, которые дополняют дизайн помещений, выставляются в художественной детской галерее.
Рис. 6 Выставка работ детей 3-4 лет в группе.
Рис. 7 Познавательно-развивающая среда на прогулке.
Рис. 8 Плакат «Как мы провели лето» ( Разработчик: Кужашева Д. Р.)
Рис. 9 Дети радуются своим фотографиям и красивому плакату.
Рис. 10 Мои творческие работы «Картины маслом» (Художник : Кужашева Д. Р.)
Рис. 11 Бисероплетение (В дальнейшем можно будет использовать это умение для проведения занятий с детьми).
В процессе приобщения детей к искусству, у детей формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях, развивается творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.