Гульнара Кустова (Зиангирова)
Развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место в процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития занимает предметно-развивающей среда.
С целью создания условий для гармоничного развития ребенка, для создания положительной атмосферы в группе в нашей группе была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков (зон, несущих, разную смысловую, содержательную нагрузку). Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В семейном уголке созданы все необходимые условия или оборудование для проигрывание детьми разных социальных ролей. Особой популярностью пользуются такие игры, как «дочки- матери», «парихмахер», «доктор», "повар". Все это побуждает детей взаимодействовать с различными элементами среды, повышая тем самым их функциональную активность. Действуя с различными предметами быта и общаясь друг с другом и со взрослыми, дети развивают монологическую и диалогическую речь.
Кроме того, эти игры способствуют воспитанию таких нравственных качеств, как забота о близких, внимание, дружелюбие, вежливость и др.
Желательно, чтобы среда содержала стимулы, соответствующие интеллектуально-эстетическому развитию детей. Для этого в группе организована музыкально-театральная зона, в которой подобраны соответствующие пособия, маски сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Нами собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц и т. д., которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. Звуковой «дизайн» используется в ходе занятий, физкультминуток, перед сном и др.
Также создан «подиум», который используется многофункционально: при организации нетрадиционных занятий, в организации сюжетно-ролевых игр, для показа кукольного театра и т. д. Также имеются различные костюмы. В дополнение к костюмам различные украшения: бусы, кулоны, пояски, платочки, шарфики и др.
При появлении музыкально-театральной зоны у детей возникает интерес к музыкально-театральной деятельности – желание участвовать в драматизации, прочитать стихотворение, спеть песню, проявить актерские способности. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию фонематического слуха, умения различать разные по высоте звуки.
Неменьший интерес вызывает центр по безопасности дорожного движения, где расположен макет улицы для изучения ребятами правил дорожного движения со знаками, с обозначением пешеходного перехода. Это помогает детям лучше усвоить правила поведения на дороге и быть внимательными к уличному движению. На базе этой зоны проводятся различные дидактические игры, викторины.
Знакомство с новыми книгами, стихами, потешками происходит в книжном уголке. Здесь собраны как сборники сказок, так и рассказы русских писателей, стихи. Чтение книг обогащает словарный запас детей и расширяют их кругозор.
Среда должна побуждать детей к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого. Приучать с детства ребят к здоровому образу жизни помогают занятия в физкультурном уголке, где малышам прививают такие качества, как сила, ловкость, выносливость и др.
Известно, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Важно, насколько эмоционально комфортно будет чувствовать в этом предметном мире ребенок, чему и как его здесь научат. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой статичную комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Наблюдая за детьми, понятно, как важно обеспечить им зону ближайшего развития. Поэтому работа по обогащению среды происходит на глазах у детей и с их посильным участием. Этому сопутствует наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др. В подобных совместных со взрослыми делами дети расширяют свой активный и пассивный словарный запас, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые задают взрослым: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?».
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика показывает формированию познавательной и двигательной активности. полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Это способствует игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников.
Однако, следует помнить во всех взаимодействиях ребенка с предметным миром посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенная предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить ее.