Александра Аксёнова
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые педагоги!
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Создавая предметно-развивающую среду, я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Я старалась сделать ее разнообразной, яркой, трансформируемой, вариативной, содержательно насыщенной доступной и безопасной, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста» размещена в разделах
В зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей в тот или иной период деятельности, предметно-пространственная среда может трансформироваться в следующие центры:
- центр сюжетно-ролевых игр (учитывается гендерное развитие);
- центр театрализованных игр и музыкальной деятельности;
- книжный центр;
- центр настольно-печатных игр;
- центр развивающих сенсомоторику игр;
- центр природы и экспериментирования с водой и песком;
- центр физического развития;
- центр для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) ;
- центр конструктивной деятельности;
- Мини-уголок «Горница»
- Зона практической жизни и сенсорного развития по технологии М. Монтессори
Оборудование нашей группы соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, безопасно, способствует здоровьесбережению, эстетически привлекательно для детей 2 - 4 лет. Мебель соответствует их росту и возрасту, игрушки - обеспечивают максимальный развивающий эффект.
Развивающая среда имеет гибкое зонирование. Так как движения младших дошкольников недостаточно скоординированы, не имеют быстроты реакции, ловкости, всё оборудование располагается по периметру. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются. Две трети пространства групповой комнаты свободно, что позволяет детям без особых рисков двигаться, перемещаться в течение дня, заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Все игры и материалы в группе расположены таким образом, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к ним. Это побуждает малышей к самостоятельным действиям. Мелкие пособия располагаются в открытых шкафчиках и на подвесных полках.
Особенностью детей младшего возраста является то, что в этом возрасте малыши предпочитают стабильность. Они еще плохо реагируют на пространственные изменения вокруг себя, поэтому педагоги сами меняют обстановку в зависимости от игровых ситуаций, путём наблюдения и видимых предпосылок сюжетно-ролевой игры.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.