Ольга Комарь
Проект «Волшебные пальчики. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с №36 г. Таганрог
Проект «Волшебные пальчики».
Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста».
Автор проекта : воспитатель Комарь Ольга Владимировна
Участники проекта :
- дети
- родители
-педагоги
Вид проекта : инновационный
База проекта : МБДОУ д/с № 36 г. Таганрог
Сроки реализации: сентябрь –май 2016-2017гг.
Публикация «Проект „Волшебные пальчики, Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема:
• при обследовании детей на начало учебного года у многих воспитанников выявлен низкий уровень развития речи и мелкой моторики;
• недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды группы.
Актуальность:
Одним из целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте является владение ребенком активной речью, включенной в общение; обращение с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых; знание названий окружающих предметов и игрушек. (п. 4.6 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. «Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выготский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.
Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.
Результаты обследования речи детей младшей группы МБДОУ д/с № 36
Из 25 детей младшей групп МОБУ Д/С 36, у 15 детей наблюдаются проблемы развития речи, выраженные нарушениями понимания речи, фонематического восприятия, артикуляционной моторики; низким уровнем сформированности слоговой структуры речи; нарушениями звукопроизношения.
Протокол обследования речи детей см. приложение №1.
Цель:создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук, способствующих развитию речи детей.
Задачи:
1. Изучить практический опыт известных исследователей Института физиологии детей и подростков А. В. Антаковой-Фоминой, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина о связи пальцевой моторики и речевой функции, методику пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр А. Е. Белой и В. И. Мирясовой.
2. Выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста на начало года и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.
3. Разработать и применить на практике перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук, способствующей развитию речи на основе тематического планирования;
4. Содействовать:
-развитию мелкоймоторики рук воспитанников младшего дошкольного возраста, используя разнообразные формы, методы и приёмы;
-
- созданию условий для речевого общения между детьми;
- обогащению развивающей среды в группе по развитию мелкой моторики и речи.
5. Содействовать повышению компетентности педагогов и родителей в области речевого развития воспитанников младшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
- возрастание интереса у детей к двигательной деятельности : упражнениям
и пальчиковым играм;
- значительное повышение внимания и памяти;
- положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;
- обогащение эмоциональной сферы;
- активизация познавательно - речевых и художественных способностей;
- приобретение детьми навыков общения
Цели и задачи данного проекта будут реализованы по средствам составления и применения в работе перспективного планирования работы с детьми и родителями по проблеме влияния пальчиковых игр на развитие речи детей.
Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:
- обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
- представлен мониторинг определения уровня развития речи детей, предусматривающий следующие разделы:
- понимание речи,
- фонематическое восприятие,
- артикуляционная моторика,
- слоговая структура слова.
Содержание проекта.
I этап – подготовительный.
Сроки реализации сентябрь – октябрь.
Цель: ознакомиться с теоретической базой по проблеме влияния пальчиковых игр на развитие речи детей; провести обследование речи детей; разработать перспективный план проведения пальчиковых игр с детьми младшего дошкольного возраста; разработать модель взаимодействия с родителей воспитанников.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат.
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей (ФГОС ДО, Сан ПИН).
Изучение передового педагогического опыта по проблеме влияния пальчиковых игр на развитие речи детей.
Анализ программы «Детский сад – Дом радости» Н. М. Крыловой по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Выбор путей реализации проекта.
Знание перечисленных документов.
Готовность к применению методики пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр А. Е. Белой и В. И. Мирясовой.
Создание банка данных по содержанию педагогической работы по речевому развитиюдетей 3 лет.
2. Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи (авторы О. В. Домнина и Т. В. Кабанова.)
Протоколы результатов диагностики. См. приложение №1.
3. Разработка перспективного плана проведения пальчиковых игр, создание консультаций для родителей. Перспективный план пальчиковых игр для детей, консультации для родителей.
II этап – основной.
Сроки реализации октябрь - май
Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс.
№ Содержание работы Предполагаемый результат
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе играми и пособиями для развития мелкой моторики рук и речи в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
2. Работа с детьми:
- игры с предметами;
- разного вида шнуровки;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры;
- игры с бумагой;
- игры с крупой;
- игры с карандашами, пуговицами,
природным материалом;
-продуктивные виды деятельности.
Непосредственно- образовательная деятельность.
-использование потешек и проговорок во время режимных моментов.
Перспективный план. приложение №2.
Картотека пальчиковых игр.
2. Работа с педагогами:
- семинар-практикум для педагогов
«Чтоб красиво говорить – нужно с пальцами дружить» приложение №8.
- Консультация «Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать» приложение №9.
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук детей.
Памятка «Примерные игры и упражнения для развития моторики рук».
3. Работа с родителями
Консультации для родителей:
- «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков» см. приложение №3.
- «Волшебные палочки» см. приложение №4.
-«Особенности речевого развития детей трех лет».см. приложение №5. Памятка для родителей «Приемы проведения пальчиковых игр».
Схемы работы с бигудями.
Оформление родительского уголка.
4. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности. Изготовление родителями тактильных ковриков.
5. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики».см. приложение №6. Подборка игр для развития мелкой моторики.
III этап – заключительный.
Сроки реализации май.
Цель: определение результативности внедрения проектной деятельности.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выявление уровня развития речи детей.
Анализ использования перспективного плана проведения пальчиковых игр. Динамика развития речи детей
Эффективность разработанного перспективного плана и проведенной работы с родителямипо повышению уровня развития речи детей по средствам пальчиковых игр доказано повышением уровня развития речи детей на 30 %
2. Открытое занятие для родителей «Логоритмика для малышей»см. приложение №7. Анкеты для родителей «Развитие речи детей». Приложение №10.
Литература:
1. Азовцева Н. В., Родованская М. Е., Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
3. Домнина О. В. и Кабанова Т. В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями».
4. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года).
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
6. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
7. Крылова Н. М. «детский сад — дом радости» примерная образовательная программа дошкольного образования.
8. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина, Раннее детство: познавательное развитие - Москва, Мозаика-Синтез, 2000 г.
9. М. Ю. Картушина, «Логоритмика для малышей», - Москва, Сфера, 2005г.
10. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
11. ФГОС ДО
12. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.
Приложение № 1.
Протоколы обследования.
I уровень (3 года)
Серия I. Исследование понимания речи
№ задания Количество проб Общий балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1
2
3
4
5
6
7
___
Итого по серии I : N=
Степень успешности: N 100: 33 =
Серия II. Исследования сенсомоторного уровня речи
1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Повторение слогов:
Па-ба - ба-на –
Ба-ма - на-га –
___
Итого по пункту 1. серии II : N=
Степень успешности: N 100: 4 =
2. Исследование сформированности слоговой структуры слова
Повторение слов:
Дом - снег - крыша –
Мостик - каша - хлеб –
Кошка - капуста - помидоры –
___
Итого по пункту 2. серии II : N=
Степень успешности: N 100: 9 =
3. Исследование звукопроизношения
Звуки Характер произношения звуков Балл
Изолированно В слогах В словах
В
Д
Б
Г
С
З
Сь
Зь
Ц
Ш
___
Итого по серии I : N=
Степень успешности: N 100: 33 =
Начало 2015
учебного года
норма Отклонение от нормы
Понимание речи 20 5
Фонематическое восприятие 18 7
Артикуляционная моторика 14 11
Слоговая структура слова 10 15
Звукопроизношение 15 10
Приложение №2.
Перспективный план образовательной деятельности по теме:
«Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
№ тема цель дата
1. «Ладушки – ладушки»
. формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений сентябрь
2. «Сорока – сорока» Активизировать движения пальцев рук.
3. «Как у нашего кота…» Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
4 «Этот пальчик – бабушка» Активизировать движения пальцев рук.
5. «Где же ручки» Активизировать движения пальцев рук. октябрь
6. «Бумажный мячик» Развивать моторику обеих рук.
7. «Водичка, водичка…» Развивать моторику обеих рук.
8. «Пальчик о пальчик» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
9. «Волк раскроет свою пасть» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. ноябрь
10. «Сидит белка на тележке» Развивать моторику обеих рук.
11. «Капуста» Развивать моторику обеих рук.
12. «Пальчики»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
13. «Перчатка» Активизировать движения пальцев рук. декабрь
14. "Дом" развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
15. «Два маленьких кузнечика…» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
16. «Маленькая мышка» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
17. «Паучок»
. развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы январь
18. «Червячки» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
19. «Шалун» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
20. «Лягушка – попрыгушка» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
21. «На лесной лужайке» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. февраль
22. «В домике живёт волчок» Активизировать движения пальцев рук
23. «Избушка на лужочке» Активизировать движения пальцев рук.
24. «Встали пальчики» Активизировать движения пальцев рук.
25. «Пальчики здороваются» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. март
26. «Кольцо» Активизировать движения пальцев рук.
27. «Вымыли мы ручки» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
28. «Крылья нашей мельницы» Активизировать движения пальцев рук.
29. «Пляшут в кухне на стене» Активизировать движения пальцев рук. апрель
30. «Мои веселые пальчики» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
31. «Повстречались» Активизировать движения пальцев рук.
32. «Идет коза рогатая» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы
33. «Котятки» Развивать моторику обеих рук. май
34. «Дарики-комарики» развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы
35. «Два медведя» Развивать моторику обеих рук.
36. «Помощник» Активизировать движения пальцев рук.
Приложение № 3.
Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Немаловажную роль в развитии речи малышей дошкольного возраста играет степень сформированности мелкой моторики пальцев их рук. Развитию в этом направлении очень сильно способствует пальчиковая гимнастика для дошкольников.
Веселые игры с сопровождающими их интересными стишками доставят удовольствие не только ребенку, но и взрослому. Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать свое внимание только на одной руке. Такие действия допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
• Перед игрой с детьми обсуждайте её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
• Не проводите игру холодными руками. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Если в новой игре имеются не знакомые ребёнку персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Все упражнения выполняйте в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребёнок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
• Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Необходимо помнить три важных правила :
• пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
• после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
• поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.