Папки-передвижки

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Инна Шуба
Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». И это, действительно, так. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Подтверждение этому мы находим и в научных статьях И. А. Ветлугиной: «Ребёнок сопереживает то, что выражено в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного»[3].

Публикация «Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах

Рассмотрим данную проблему с практической точки зрения на примере ознакомления детей старшего дошкольного возраста с литературным жанром – сказка.

Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой в различных видах деятельности является целью моей работы.

Основные этапы организации творческой деятельности детей.

I. Ознакомительный.

Знакомство с теоретическими исследованиями в области литературного жанра-сказки. Изучение научных работ, в которых раскрываются особенности восприятия этого жанра детьми.

II. Содержательный.

Разработка проектов с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста : «Детская библиотека» (организация библиотеки из самодельных книжек-самоделок, «Выставка книг».

III. Технологический ( на примере темы: «Сказки нашего детства»).

1. Восприятие текста через чтение.

2. Беседа после чтения.

3. Пересказ по картинкам, работа со схемами, моделью.

4. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.

5. Работа по созданию декораций, масок, костюмов.

IV. Заключительный (результативный).

Показ спектакля.

Для того, чтобы театрализованное представление было интересным, красивым, необходимы различные виды совместной деятельности детей, педагога, родителей. В этом плане важна интеграция образовательных областей. А именно:

«Чтение художественной литературы» (чтение, пересказ произведения);

«Коммуникация» (беседы после чтения, индивидуальная работа, заучивание стихотворений наизусть, составление текстов);

«Познание» (работа со схемой);

«Социализация» (дидактические игры, игры в библиотеку, выставка книг, тематическая викторина «Сказки нашего детства»).

«Художественное творчество» (рисование сказочных героев, лепка, аппликация);

«Труд» (изготовление книжек-малышек по своим любимым сказкам, костюмов, декораций);

«Музыка» (разучивание песен, участие в игре-драматизации).

Все эти виды деятельности помогают детям создать увлекательное театрализованное представление.

Творчество детей в их театрализовано-игровой деятельности проявляется в трё х направлениях:

- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или переделка заданного);

- творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы).

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Это и настольный театр, пальчиковый, кукольный, игра-драматизация по сказке и др.

Таким образом, в разных видах художественно-творческой деятельности дети выражают своё отношение к художественному произведению, к героям, накапливают опыт читательских переживаний.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей, в них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой построена работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников, М. ,1990.

2. Бабаева Т. И. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие, СПб., 2010.

3. Ветлугина И. А. Сборник статей: Художественное творчество в детском саду, М., 1974.

4. Максанов А. И. Учите, играя, М. ,1983.

5. Стрельцова Л. Литература и фантазия, Тверь,1995.

6. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой, М. ,1998

Публикации по теме:

Проект «Книга — лучший друг» Проект Тема: «Книга – лучший друг» Актуальность проекта: Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению?.

Проект «Наши любимые книги» Проект «Наши любимые книги»» Тема проекта «Наши любимые книги»» Тип проекта: педагогический, творческий, среднесрочный Возраст 5-6 лет Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 00:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Шуба в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД