Инна Шуба
Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». И это, действительно, так. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Подтверждение этому мы находим и в научных статьях И. А. Ветлугиной: «Ребёнок сопереживает то, что выражено в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного»[3].
Публикация «Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Рассмотрим данную проблему с практической точки зрения на примере ознакомления детей старшего дошкольного возраста с литературным жанром – сказка.
Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой в различных видах деятельности является целью моей работы.
Основные этапы организации творческой деятельности детей.
I. Ознакомительный.
Знакомство с теоретическими исследованиями в области литературного жанра-сказки. Изучение научных работ, в которых раскрываются особенности восприятия этого жанра детьми.
II. Содержательный.
Разработка проектов с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста : «Детская библиотека» (организация библиотеки из самодельных книжек-самоделок, «Выставка книг».
III. Технологический ( на примере темы: «Сказки нашего детства»).
1. Восприятие текста через чтение.
2. Беседа после чтения.
3. Пересказ по картинкам, работа со схемами, моделью.
4. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.
5. Работа по созданию декораций, масок, костюмов.
IV. Заключительный (результативный).
Показ спектакля.
Для того, чтобы театрализованное представление было интересным, красивым, необходимы различные виды совместной деятельности детей, педагога, родителей. В этом плане важна интеграция образовательных областей. А именно:
«Чтение художественной литературы» (чтение, пересказ произведения);
«Коммуникация» (беседы после чтения, индивидуальная работа, заучивание стихотворений наизусть, составление текстов);
«Познание» (работа со схемой);
«Социализация» (дидактические игры, игры в библиотеку, выставка книг, тематическая викторина «Сказки нашего детства»).
«Художественное творчество» (рисование сказочных героев, лепка, аппликация);
«Труд» (изготовление книжек-малышек по своим любимым сказкам, костюмов, декораций);
«Музыка» (разучивание песен, участие в игре-драматизации).
Все эти виды деятельности помогают детям создать увлекательное театрализованное представление.
Творчество детей в их театрализовано-игровой деятельности проявляется в трё х направлениях:
- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или переделка заданного);
- творчество исполнительское (речевое, двигательное);
- творчество оформительское (декорации, костюмы).
Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Это и настольный театр, пальчиковый, кукольный, игра-драматизация по сказке и др.
Таким образом, в разных видах художественно-творческой деятельности дети выражают своё отношение к художественному произведению, к героям, накапливают опыт читательских переживаний.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей, в них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой построена работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников, М. ,1990.
2. Бабаева Т. И. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие, СПб., 2010.
3. Ветлугина И. А. Сборник статей: Художественное творчество в детском саду, М., 1974.
4. Максанов А. И. Учите, играя, М. ,1983.
5. Стрельцова Л. Литература и фантазия, Тверь,1995.
6. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой, М. ,1998