Папки-передвижки

Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста

Евгения Кузнецова
Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении всей своей жизни, человек познает мир во всем его многообразии. Для взрослых людей нет ничего удивительного в том, что природа переменчива, погода непостоянна, а все предметы окружающего мира имеют свои качества и свойства. В глазах ребенка, окружающая действительность представляет собой нечто совершенно загадочное, таинственное, требующее от маленького исследователя все новых и новых открытий. Задача взрослых – помочь юным первооткрывателям стать ближе к природе, сохранить и приумножить то стремление к познанию окружающего мира, которое рождается вместе с каждым малышом.

Публикация «Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Одним из наиболее эффективных методов, способствующих развитию любознательности, творческих способностей детей, является метод экспериментирования.

Дети раннего возраста – исследователи по своей сути. Все, что находится в поле зрения малышей, вызывает у них неподдельный интерес. Игрушки, растения, животные, вода, песок, камешки и многое другое – это тот материал, на основе которого, дети третьего года жизни учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Свободной самостоятельной деятельности, как таковой, в группах раннего возраста еще нет. Этому тоже приходится учиться. Любые исследовательские действия, как правило, проводятся с подачи педагога и под его контролем. Вместе с детьми мы знакомимся с различными свойствами предметов: мягкость, твердость, плавучесть, растворимость и т. д. Используя доступные для детей раннего возраста предметы детского экспериментирования, играем с песком, водой, бумагой, резиновыми и пластиковыми предметами, магнитами и т. д.

Экспериментальная деятельность непосредственно связана с такими видами детской деятельности как наблюдение и труд. Так, например, в зимнее время ребята с большим интересом наблюдают за таяние снега. Предварительно, под наблюдением педагога, дети набирают лопатками снег в ведерки, заносят их в групповую комнату. В течении некоторого времени мы можем наблюдать, как снег сначала становиться липким, комочки прилипают к варежкам, пробуем лепить снежки. Затем замечаем, что снег из белого становиться голубым, что говорит о том, что он постепенно тает. И вот, когда в ведерках в место снега оказывается вода, можно делать первые элементарные выводы: снег холодный, от тепла снег тает.

Некоторые эксперименты, связанные с наблюдениями, могут быть длительными. Сюда относятся опыты с проращиванием растений (трава, лук, наблюдения за появление листочков на веточке, поставленной в воду, таяние снега и превращение воды в лед. Такие долгосрочные эксперименты полезны, так как внимание малышей 2-3 лет еще не устойчиво, память кратковременна и принцип повтора очень актуален для детей раннего возраста.

Эксперимент – это своеобразный толчок, для познавательно развития ребенка. Непосредственно соприкасаясь с предметами, изучая их свойства, дети учатся несложным рассуждениям о причинно-следственных связях, что способствует развитию памяти, речи, мышления. Чтобы этот процесс был регулярным, мы создали в группе мини-лабораторию, где собраны различные предметы и материалы, которые могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности.

Конечно же, организуя такую лабораторию нужно учитывать, что все материалы должны быть абсолютно безопасны. Не следует использовать слишком мелкие предметы (пуговицы, камешки, острые и режущие материала (скрепки, ножницы, так как 2-3 летние малыши еще не в состоянии самостоятельно оценить степень опасности тех или иных предметов и, по неосторожности, могут причинить вред себе или другому ребенку.

Для опытно-экспериментальной деятельности в нашей лаборатории собраны как бытовые материалы (различные типы ткани, бумаги для развития тактильных ощущений, ленты разной длинны и цвета, помогающие развитию элементарных математических представлений, пробки, резиновые и пластиковые игрушки разной величины, магниты, губки и др., так и природные (желуди, шишки, каштаны, песок, камни средней величины, некоторые виды круп и др.). В ходе экспериментальной деятельности используются такие предметы как совочки, ведерки, сито с разным диаметром отверстий, лейки, воронки, лупы, зеркала – все то, что помогает превратить обычное действие с предметами в запоминающееся мероприятие.

В нашей лаборатории ребят всегда ждет всем известный зайка Степашка. Он объясняет детям правила безопасности при использовании различных предметов. Рассматривая яркие картинки с изображение всевозможных действий с материалами, малыши отвечают на вопросы Степашки о том, что можно делать в лаборатории, а что нельзя.

Наш Степашка очень любопытен. Он все хочет знать и потому, ставит перед ребятами интересные задачки, для решения которых нужно проявить смекалку. Так, к примеру, вместе со Степашкой малыши знакомились со свойствами мокрого и сухого песка, учились узнавать на вкус некоторые овощи и фрукты, старались понять, почему резиновые игрушки плавают, а камешки тонут в воде и многое другое.

Занятия в нашей лаборатории всегда проходят весело и интересно. Для детей раннего возраста особенно важно, чтобы познание окружающего мира проходило в форме игры. Игра, как известно, основной вид деятельности дошкольника, поэтому мы стараемся создавать такие условия, при которых малыши, в игровой форме, могли бы получить новую, иногда неожиданную, для себя информацию.

Опытно-экспериментальная деятельность

в первой младшей группе (перспективное планирование)

Сентябрь.

1. «Играем с песком»

Цели: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.

2. «Водичка, водичка…»

Цели: дать элементарные представления о свойствах воды.

Октябрь.

1. «Что осень нам подарит?»

Цели: уточнить представления детей об овощах и фруктах, учить угадывать овощи и фрукты на вкус.

2. «Хочу все знать»

Цели: познакомить детей со свойствами различных предметов: из какого материала изготовлены (резина, пластмасс, бумага, металл, показать, как эти предметы ведут себя в воде (тонут-не тонут, плавают)

Ноябрь.

1. «Радуга в стакане»

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, учить окрашивать воду с помощью гуашевых красок и пищевых красителей.

2. «Мыльные пузыри»

Цели: показать детям, как получается мыльная пена, вызвать положительные эмоции от игр с мыльными пузырями.

Декабрь.

1. «Снег-снежок»

Цели: уточнить представления детей о снеге, познакомить с некоторыми свойствами снега (холодный, липкий, учить катать снежки.

2. «Почему плачет снеговик?»

Цели: познакомить детей со свойством снега таять от тепла.

Январь.

1. «Цветные льдинки»

Цели: продолжать знакомить со свойствами воды, дать элементарные представления о том, как получается лед.

2. «Музыка вокруг нас»

Цели: познакомить со свойствами предметов издавать звуки, учить определять на слух звучащий предмет.

Февраль.

1. «Большая стирка»

Цели: продолжать знакомить со свойствами воды и учить создавать мыльную пену.

Март.

1. «Плыви, плыви кораблик»

Цели: познакомить со свойствами воздуха, учить дуть на бумажный кораблик с разной силой.

2. «Травка зеленеет»

Цели: посеять с детьми траву в горшочке, учить ухаживать за растениями, учить наблюдать, как появляются ростки.

Апрель.

1. «Поиграем с солнышком»

Цели: показать, как с помощью зеркала в солнечную погоду появляются «солнечные зайчики», вызвать положительные эмоции от игры.

2. «Как на веточках появляются листочки?»

Цели: учить наблюдать, что происходит с веточкой, поставленной в воду (появляются почки, из почек появляются листочки)

Май.

1. «Путешествие в песочную страну»

Цели: напомнить детям о свойствах влажного и сухого песка, учить создавать постройки и влажного песка и использовать их в игре.

Публикации по теме:

Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста Развитие речи – актуальная задача обучения в младшем дошкольном возрасте,т. к. наша речь является основой всякой умственной деятельности.

Основной метод коррекционно-педагогического воздействия при работе с детьми младенческого и раннего возраста Л. С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 5 июня 2015 в 21:05
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кузнецова (УИ 100786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД