Чамкина Мария
Хореографическое искусство как вид учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слово хореография произошло от греческого «хорео» (двигаю) и «графо» (пишу).
Существует множество жанров и направлений танца, способных привлечь своей красотой, пластикой и рисунком. Они развивались, изменялись на протяжении многих веков, происходила эволюция танцевальных форм. Отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и изменялась лексика.
Публикация «Хореографическое искусство как вид учебной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Основными видами хореографического искусства являются классический танец, народный танец, историко-бытовой и бальный танец, современный танец. Они изучаются в учреждениях дополнительного образования детей, студиях и хореографических коллективах.
Классический танец – основное выразительное средство балета, система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая свое дальнейшее развитие во Франции. Благодаря соблюдению определенных позиций ног, рук, положений корпуса и головы и точному следованию принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции различных его частей, движения классического танца стремятся к геометрической ясности.
Народный танец – один из древнейших видов хореографического искусства, он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни населения. Народный танец наиболее точно выражает стиль и манеру каждого этноса и неразрывно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои танцевальные элементы, позиции и положения рук, лексика.
Историко-бытовыми считаются танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи. Это танцы прошлого времени, а также танцы, вошедшие в историю. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде исполнителей, их манерах.
Для современного танца характерна многосторонность, универсальность и гибкость. Его можно исполнять в любой акустической среде, комбинировать и объединять танцевальные техники, создавая новые стили и движения. Современный танец работает с природной структурой тела. Легкость и естественность движения, которую дает это направление танца, позволяет танцорам открывать новые грани своих исполнительских возможностей. В последнее время современный танец пользуется большой популярностью.
Говоря о хореографическом искусстве как о виде учебной деятельности, следует отметить, что в век развитых технологий и малоподвижного образа жизни танец является дополнительным резервом двигательной активности ребенка, служа источником детского здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения. Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие у учащихся чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать и координировать с ней свои движения, развивать и тренировать мышечную силу, пластику, выразительность исполнения и сообразительность.
Танцевальное искусство занимает особое место в процессе воспитания учащихся, расширяя кругозор ребенка, обогащая его новыми знаниями и представлениями. У детей улучшается мышечная и визуальная память, развивается внимание.
Как правило, обучение хореографическому искусству делится на несколько этапов. На первом (начальном) этапе обучения изучаются азы ритмики, простейшие танцевальные па при максимуме возможности их сочетаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию учащихся. На данном этапе обучения необходимо помнить, что основной деятельность ребенка является игра. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становясь ее смыслом и продолжением.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, изучение классического экзерсиса, освоение репертуара народного, историко-бытового и бального танца, знакомство с современными танцевальными направлениями. На этом этапе занятия должны носить тренировочно-накопительный характер. Их суть состоит в совершенствовании базовых знаний, выработке умений и навыков хореографического творчества, в накоплении содержания первоначального художественного опыта. Здесь же формируется устойчивый мотив к занятиям хореографией.
Третий этап посвящен изучению отдельных жанров, элементов, комбинаций этих элементов и танцевальных композиций. Это позволяет добиться хорошего качества исполнительского мастерства у детей. На данном этапе определяется способность учащихся выразить хореографический и композиционный смысл, делаются выводы, на основании которых корректируются художественные замыслы и способы их реализации, намечается дальнейшая перспектива pocтa, выдвигаются новые цели и задачи.
Теоретик дошкольного музыкального образования, доктор педагогических наук Н. А. Ветлугина отмечает, что танцевальная деятельность – это вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характеры, образы передаются в движении. Музыка в танце – это «исходный момент», основа, а танцевальные движения – это средство передачи музыки. В танцевальной деятельности ребенок передает музыкальный образ посредством согласованных движений. Танцевально-игровой образ – это результат творческого поиска ребенком адекватных и выразительных средств (движений, их умелое сочетание в танцевальной композиции.
Расширению музыкального опыта помогает творческая активность учащихся, которая развивается постепенно путем целенаправленного обучения, активизации чувств, воображения и мышления. В сочетании образного слова, музыки и движения развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
Важно отметить, что особую роль в творческом развитии учащихся средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Такого рода деятельность способствует формированию любви к хореографическому искусству, потребности в постоянном приобщении к нему.
Таким образом, занятия хореографией обладают богатыми потенциальными возможностями для всестороннего развития способностей детей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что хореография как вид танцевально-музыкальной деятельности обладает эмоциональностью и имеет непосредственный характер. Это создает уникальные возможности для самореализации ребенка, пробуждения его творческой фантазии, эмоционального раскрепощения и импровизации.