Анна Докторова
Хомус как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Публикация «Хомус как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одной из важных проблем музыкального воспитания является развитие музыкальной памяти. Наряду с музыкальным слухом и ритмом, музыкальная память – значимое звено в структуре музыкальных способностей, необходимое для любого вида музыкальной деятельности. Раньше считалось, что в музыкальной деятельности память не развивается, но как показывают современные исследования, музыкальную память можно развивать использую правильную методику.
В интересах формирования и развития музыкальности у детей важно создавать условия, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений, расширяются рамки репертуара, осваиваемого детьми. Способностью, опосредующей эти "приобретения" и накопления, обеспечивающей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память. Природа музыкальной памяти, пути ее развития всегда волновали музыкантов-педагогов. Возможность и необходимость совершенствования памяти исследовали Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, Ф. Бузони, Л. Маккиннон, С. Савшинський и др. Исследовали проблемы музыкальной памяти также А. Алексеев, Е. Богородицкий, В. Петрушин, Б. Теплов и. т. д.
Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память является основной, ведущей музыкальной способностью. Но, несмотря на это, независимо друг от друга музыкальная память, музыкальный слух и чувство ритма не существуют.
Различают три основных вида музыкальной деятельности :
1. слушание музыки;
2. исполнение музыки;
3. сочинение музыки.
И во всех трёх видах память играет роль большую, чем в любом другом виде искусства. Стоит заметить, что при слушании музыки память проявляет себя как способность сохранения и узнавания, то есть является пассивной. При исполнении же – она активна и выступает как способность воспроизведения.
Выдающийся русский композитор Н. А. Римский-Корсаков считал, что музыкальная память труднее всего поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого человека от природы.
Существенное значение имеет также двигательная память. Она необходима в сочетании со слуховой и логической памятью, но нельзя допускать, чтобы она стала основной. В свою очередь, двигательная память состоит из тактильной и мускульной (моторной) памяти. Тактильная - это память прикосновения. Моторная - это память на игровые движения и действия. Рука должна запоминать в движениях их направление, размер и скорость, а также длительность, последовательность и меру напряжения мышц, субъективно ощущаемую как степень затрачиваемых усилий. Зрительная память сказывается в способности запоминать картину как нотного текста, так и пианистических действий, поскольку они связаны с представлением клавиатурного пространства и клавиатурной «топографии». «Память ребенка - его интерес», – говорят психологи. Ребенок легко и на долго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью: запоминает лучше то с чем активно действовал. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание предполагает не просто восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций. В этом возрасте начинает возникать и произвольная память.
Развитие музыкальной памяти требует не менее систематических забот. Тут нужно исходить из испытанного педагогического принципа: от простого к сложному, от меньшего к большему. Было бы неразумно ставить перед памятью задачи, которые ей непосильны.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора :
- народная песня;
- народная хореография;
- народные игры;
- народные музыкальные инструменты.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Развитие музыкальных способностей, а также формирование основ музыкальной культуры, по свидетельству современных научных исследований, нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дошкольники открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмичных движений (четче воспроизводят ритм). Музыка очень полезна для развития ребенка, и чем раньше начнется его знакомство с нотной азбукой, тем лучше. Необходимо уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах потому, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Варган - от варга — рот, губа, либо от греческого — органон, то есть инструмент— музыкальный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла, дерева или кости.
Некоторые из встречающихся названий инструмента:
- хомус (Республика Саха (Якутия);
- тумран (Ханты-Мансийский АО;
- ванны яяр (Чукотский АО);
- комус (республика Алтай);
- кумыз (Башкорстостан);
- демир-хомус (Тыва) и т. д. По самым смелым подсчётам всего известно более тысячи различных названий инструмента. На территории России культура варганной музыки особенно развита на Горном Алтае, в Башкортостане (см. кубыз, Туве, Хакасии и Якутии. На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане и Киргизии.
Якутский хомус - является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске. Отличаются они характерным «трещащим» тембром. Формы инструмента могут быть различные, можно встретить миниатюрные хомусы, а также и несколько увеличенные в размерах. Размеры влияют на уровень и чистоту звука на его глубину и тональность. С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно даже передавать человеческую речь. Шаманы в Якутии часто пользовались им как ритуальным инструментом.
Выявив возможности музыкального фольклора в развитии музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста, мною были поставлены цели формирующего этапа:
1. Разработать перспективный план развития музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального инструмента - хомус.
2. Составить серию конспектов занятий по дополнительному образованию; комплекс упражнений для развития музыкальной памяти с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования.
3. Проанализировать работу с педагогами и с родителями.
Я работаю в МБДОУ ЦРР д/с № 10 «Туллукчаан», в г. Якутске. Всю работу провожу в единстве с педагогами ДОУ и с семьей. Большая роль в работе отводится тесному контакту педагога и воспитателя, что дает положительный результат в развитии музыкальной памяти у детей. Для педагогов провожу мастер классы «По развитию музыкальной памяти посредством инструмента – хомус» на педчасах, семинарах, конференциях. Хомус – удивительный инструмент который раскрывает талант, возможности человека. Практикую авторскую программу «Хомусотерапия для педагогов» для работников ДОУ. Провожу открытые занятия для родителей и воспитателей «Волшебные звуки хомуса», «Развитие музыкальной памяти посредством музкального инструмента - хомус». Успех в работе по развитию музыкальной памяти детей может быть достигнута при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Убеждаю родителей в необходимости создания условий для развития музыкальной памяти детей дома. Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций, докладов на родительских собраниях, а также оформление буклетов и стендов. В своем кабинете провожу индивидуальные беседы с родителями, с педагогами по развитию музыкальной памяти.
У детей старшего дошкольного возраста средствами народных музыкальных инструментов играет большую роль в развитии личности ребенка. Ребенок приобщенный к народному фольклору, музыке лучше набирает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно. У детей развиваются такие музыкальные способности; звуковысотный слух, чувство ритма, восприятие динамических свойств, выразительных тембровых свойств музыки.
Используя хомус, также приобщаем детей к родной культуре, учим любить и беречь природу. Дети отличаются от своих сверстников увеличением объема памяти, у них хорошо развиты и слуховая, и зрительная, и образная память. В связи с этим, считаю, что доказана гипотеза об использовании в работе с детьми разнообразные виды музыкальных инструментов, а особенно народных, способствует развитию всех видов музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста и вызывает у них интерес.