Суменкова Галина
Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.
К. Д. Ушинский ий
Публикация «Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте, дошкольного образования (ФГОС ДО, который утвержден приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013, заложены основы речевого развития, включающее в себя такие компоненты, как: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т. д.
Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Основы речевого навыка закладываются в дошкольном возрасте : именно в этот период дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь (А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Исследования в логопедии, показывают, что в настоящее время, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Среди которых выделяется распространенностью в дошкольном возрасте общее недоразвитие речи (ОНР, которое подразумевает недоразвитие или нарушение всех компонентов языковой деятельности: лексического строя, грамматической компетенции, фонетико-фонологической компетенции и связной речи (Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева). Существуют специфические трудности в освоении связной речи у детей с ОНР которые нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. А. Ткаченко, Л. С. Волковой и др.
Без своевременного и адекватного возрастным и индивидуальным особенностям детей, обусловленных структурой речевого нарушения, невозможно формирование у них связной речи как вида речевой деятельности, включающей и собственно речевые, и интеллектуальные компоненты
Метод мнемотехники, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода мнемотехники лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком, что значительно облегчает процесс становления связной речи. Его наглядный характер соответствует возрастным особенностям дошкольников. Кроме того, как показали С. Л. Рубинштейна, наглядность является одним из факторов, способствующих становлению связной речи.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?
В своей педагогической деятельности использую такие методы, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для этого я решила применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Несформированность грамматического строя речи.
• Недостаточный словарный запас слов.
• Бедная диалогическая речь.
• Неспособность построить монолог.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное процесс. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике, называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большакова – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
Увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.
Мнемотаблицы использую :
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.
Опираясь на опыт педагогов – новаторов на занятиях использую варианты игр с мнемотаблицами :
• Восстановить последовательность картинок по памяти.
• Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
• Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.
• Найти лишнюю картинку.
• Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
• «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
• Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью мнемотаблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.
При ознакомлении с художественной литературой, мы вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Я разрабатываю мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для систематизирования знаний детей существуют модельные схемы, предложенные Т. М. Бондаренко, В. К. Воробьевой, Т. А. Ткаченко и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.
Мною проводится работа с родителями по знакомству с мнемотехникой и мнемотаблицами с целью использования в семье. Проводятся мастер – классы. Задания родителям во время мастер- класса примерно таковы:
Задание 1: составить 2 описательных рассказа по предложенной мнемосхеме : 1 – о диком животном, 2 – о домашнем животном.
Задание 2: составить мнемотаблицу из предложенных картинок к сказке «Два жадных медвежонка», рассказать без опоры на текст (по составленной мнемотаблице).
Задание 3: составить 2 загадки по предложенной мнемосхеме : 1 – про овощи, 2 – про фрукты.
Задание 4: составить мнемотаблицу из предложенных картинок к стихотворению «Игрушки», рассказать без опоры на текст.
Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе, постепенно осуществляя переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.