Валентина Чебунина
«Жаворонки или встреча весны». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре, знакомство с закличками.
Задачи:
1. Образовательные: Приобщать детей к истокам народной культуры через заклички, русские народные игры, связанные с подготовкой и проведением православного праздника «Сороки»; обобщать знания о весенних изменениях в живой природе, о перелётных птицах
.2. Развивающие: Развивать творческое воображение, интерес к народным традициям, продуктивной деятельности; формировать технические умение и навыки работы с тканью, нитками. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
3. Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам, желание радовать близких своими знаниями и успехами, умение доводить начатое дело до конца, радоваться результату.
Ход занятия:
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите в горницу!
Садитесь удобно на лавочки!
Посидим рядком, да поговорим ладком!
А какое ребята у вас сегодня настроение?
(Ответы детей)
У меня тоже сегодня хорошее настроение
Ребятки, а как вы думаете, надо ли поделиться своим хорошим настроением с нашими гостями?
(ответы детей)
Я:Давайте тогда поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся им, но и конечно же улыбнемся друг другу
Хозяйка: Ой, детушки, а вы загадки любите отгадывать?
(ответы детей)
А я для вас тоже загадку подготовила, послушайте!
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят по крышам капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: это весна.
Педагог: Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?
Дети: появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный, птицы прилетают.
Педагог: Молодцы, ребята. На Руси всегда очень серьёзно относились к этому времени года- красавице Весне.
Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
(дети проговаривают заклички, ранее заученные)
Хозяйка:Давайте, мои хорошие, тоже вспомним закличку о
весне!
(Все вместе. Закличка ой, веснушка)
Весну зазывали различными закличками. Ребята, а что такое заклички?
(ответы детей).
Раз их сочинил народ, значит они какие? (народные)
Весну закликали несколько раз. Первый раз на Масленицу, а второй раз звали-закликали в 22 марта, на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны и звался этот день «Сороки» или день весеннего равноденствия.
Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него ровно сорок палочек. На Сороки, день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
А еще есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются жаворонки, которые несут на крыльях весну. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, да весну зазываю
А хотите послушать как поет Жаворонок? Понравилась вам песня жаворонка?
(слушанье песни жаворонка)
Хозяйка: Гости мои дорогие, а еще на этот праздник есть приметы народные
Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.
Игра Сороки
Я:Ребятки, а еще в этот праздник в каждом доме лепили из теста жаворонков, пекли их в печке. А затем раздавали всем членам семьи. Дети Выходили на улицу и громко кричали закличку: А вы знаете как раньше закликали жаворонков?
Жаворонок дуда
Педагог: Кроме печеных птичек из теста, делали еще птички – закрутки, которыми украшали свои дома, ветви деревьев. А вы хотите сделать каждый своего жаворонка? ну тогда я предлагаю вам сделать птичек из ткани, да и потом пойдем закликать весну.
Дети проходят за столы, для изготовления птичек из ткани.
Педагог: Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились.
А давайте с нашими жаворонками поиграем?
Игра «Летели птички»
Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, а давайте тоже украсим наше дерево, птичками-невеличками да ленточками цветными
Педагог: Давайте вспомним:
Какой праздник празднуют 22 марта? (Сороки).
Какая птица одной из первых помогала природе пробуждаться от сна? (жаворонок).
Что хозяйки пекли на праздник Сороки? (жаворонков).
Что делали дети в праздник Сороки? (дети закликали весну)
Хозяйка: Молодцы. Ребята, я думаю, вы дома обязательно расскажете своим родным и близким о старинном русском празднике – встреча весны или Сороки.
А пока мы с вами пели да играли, у меня в печке жаворонки поспели, посмотрите какие пышные да румяные.