Берковская Наталья Владимировна
Характеристика учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В общем виде сущность задержки психического развития состоит в том, что: происходит замедленно с отставанием от нормы развитие памяти, внимания, мышления, речи, восприятия и эмоционально-волевой сферы. Ограничение познавательных и психических возможностей не позволяют школьнику эффективно справляться с требованиями и задачами, предъявляемыми обществом. Данные ограничения впервые замечаются и проявляются взрослыми, когда ребенок идет в школу. К школьной неуспеваемости у детей с задержкой психического развития по различным предметам может привести неустойчивость и трудности при переключении внимания, преобладание игровой мотивации и игровых интересов, неспособность к умственному усилению и напряжению при выполнении серьезных заданий, неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
Публикация «Характеристика учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Различными отклонениями в поведении могут сопровождаться учебные трудности учащегося. Процессы возбуждения и торможения мало сбалансированы в результате незрелости нервной системы. Дети либо заторможены, скованы, пугливы либо наоборот импульсивны, агрессивны, возбудимы и раздражительны из-за чего они подвержены насмешкам среди сверстников. Из данных ситуаций, которые характеризуют состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно и без определенной педагогической помощи выйти не может.
Дети с первых моментов обучения в школах могут становиться неуспевающими. К данным выводам приводит ряд причин: в силу незрелости эмоционально-волевой сферы ребенок склонен выполнять только то, что связано с его интересами; в силу незрелости причины интеллектуального развития отмечается недостаток для данного возраста уровня сформированности памяти, речи, мыслительных операций, малый запас представлений и знаний об окружающем.
Дети данной категории в школьных условиях испытывают трудности в адаптации к новой сфере. Дети долго не могут освоиться в коллективе, плачут, скучают по дому и родителям, отличаются бездеятельностью пассивностью, но с взрослыми довольно вежливы и адекватно оценивают ситуацию. Они неорганизованны, беспомощны и нецеленаправленны без руководящего воздействия. Главная проблема детей такого типа задержки – это трудности в обучении, которые возникают в результате низкого уровня мотивации достижения, отсутствия интереса к заданиям, нежелания и неумения преодолевать трудности. Когда ребенок утомлен, его ответы становятся нелепыми, необдуманными и имеют эффект торможения, иногда он отказывается отвечать из-за боязни ответить неверно.
Различные трудности детей с задержкой психического развития могут быть связаны с мотивационной незрелостью. Дети, приходя в школу, не уделяют должного отношения учебе и не выполняют требований педагога, не интересуются предметами, у них сохраняется игровой интерес. Л. Н. Белопольская в различных исследованиях выдвигает предположение о том, что при задержке психического развития не происходит смены ведущей деятельности с игровой на учебную. Она отмечает, что у таких детей учебная мотивация малоэффективна.
И. Ю. Кулагина отмечает, что интерес к обучению у детей с задержкой в развитии сочетается со склонностью копирования действий педагога. Отмечается, что детям с задержкой психического развития легче усвоить материал в наглядно-практической форме, привлекая детей наличием игровой мотивации. У детей с задержкой психического развития преобладают игровые мотивы. В исследованиях отмечается желание стать взрослым, быть как все, не отставать от сверстников. К моменту поступления в школу мотивационная готовность у детей с задержкой психического развития является несформированной. Формированию учебной мотивации препятствует именно задержка психического развития. Дети не готовы к принятию требований, предъявляемым школьным обучением, не ставшими мотивами поведения. К факту поступления в школу у детей положительное отношение, но обучение именно в массовой школе не отвечают их требованиям.
Исследования показывают, что в результате адекватного отношения педагога и доступности обучения в специализированном классе изменяется мотивационная сфера детей с задержкой психического развития.