Лидия Ивановна Баранова
Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада
Готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
- социальный;
- психологический;
- эмоционально – волевой.
Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является мотивационная (личностная) готовность.
Публикация «Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада» размещена в разделах
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней родителями и педагогами дошкольного учреждения.
Первый способ подачи информации - это создание эмоционально-привлекательного образа школы: «В школе добрые и внимательные учителя, которые будут любить тебя, ведь ты такая умная», «Ты будешь отличником» и т. д. Представители такого способа подачи информации полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же дошкольник, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, зависть), может потерять интерес к учебе и желание идти в школу. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно.
Второй способ подачи информации. Иногда взрослые используют образ школы как устрашение: «За такое поведение тебя в школе будут ругать (дразнить)», «Как ты будешь учиться в школе? Ты же ничего не знаешь!». Взрослые не скупятся на критические замечания и добиваются, что ребенок вообще не предпринимает попыток преодолеть трудности, реагирует на неудачи отрицательными эмоциями. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Следовательно, необходимо найти «золотую серединку» в способе подачи информации о школе, чтобы сформировать у ребенка верные представления о школьной жизни.
Как определить сформированы ли у ребёнка мотивы на школьно-учебную деятельность?
Существует несколько методик определения школьной мотивации (М. Г. Гинзбург «Определение мотивов учения»; А. Г. Лусканова «Методика определения школьной мотивации» и др.).
В своей практике использую «Стандартную беседу» Т. А. Нежновой.
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе беседы ребёнку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трёх типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствуют о наличии у ребёнка внутренней позиции школьника.
Возможные варианты ответов и их оценка
А - ориентация на содержание учебной деятельности - 2 балла
Б - ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности -1 балл
В - ориентация на внешкольные виды деятельности - 0 баллов
Вопросы беседы.
1. Хочешь ли ты идти в школу?
А - очень хочу – 2 б.
Б - так себе, не знаю – 1 б.
В - не хочу – 0.
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А - интерес к учению, занятиям; хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. – 2 б.
Б - интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т. д. – 1 б.
В - внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала» – 0 б.
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?
А - освоение некоторых навыков чтения, письма, счёта: с мамой учили буквы, решали задачи и т. д. – 2 б.
Б - приобретение формы, школьных принадлежностей. – 1 б.
В - занятия, не относящиеся к школе – 0 б.
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?
А - уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка – 2 б.
Б - внеучебные занятия, прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса – 1 б.
В - уроки художественно-эстетического цикла, знакомые и близкие ребёнку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе – 0 б.
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А - занятия учебного типа: «Писал бы буквы», читал и. д. – 2 б.
Б - дошкольные занятия: рисовал, конструировал и т. д – 1 б.
В - занятия, которые не имеют отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными и т. д. – 0 б.
Интерпретация результатов.
Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребёнка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника сформирована);
8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребёнка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
4-0 баллов - ребёнок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).
Время проведения обследования не нормировано, и я придаю беседе с ребенком непринужденную форму. Игровой характер предъявления вопросов снимает страх, напряжение и позволяет моделировать необходимую деятельность. Обстановка эмоционального комфорта помогает ребенку в большей мере раскрыть свои возможности. Безусловно, в каждом конкретном случае устанавливается свой стиль отношений с ребенком (в одних – ласковый, с постоянным одобрением, в других – строгий, деловой). Беседа зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В одних случаях мне помогает установить контакт с ребенком и создать желаемую атмосферу картинки и иллюстрации с изображением здания школы, учеников, учителя.
В других случаях мне помогают наладить контакт и определить реальные и достоверные результаты обследования небольшие задания для ребенка, например, написать на листе бумаги буквы или целое слово, цифры; решить задачу; нарисовать или сделать аппликацию (коллаж) на темы: «Что мне купили к школе?», «Каким я хочу быть учеником», «Мои любимые занятия и увлечения» т. д. Такие невербальные задания особенно необходимы в тех случаях, когда у детей низкий уровень речевого развития.
Спасибо за внимание.