МААМ-картинки

Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада (5 фото)

Лидия Ивановна Баранова
Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада

Готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

- социальный;

- психологический;

- эмоционально – волевой.

Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является мотивационная (личностная) готовность.

Публикация «Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада» размещена в разделах

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Первый способ подачи информации - это создание эмоционально-привлекательного образа школы: «В школе добрые и внимательные учителя, которые будут любить тебя, ведь ты такая умная», «Ты будешь отличником» и т. д. Представители такого способа подачи информации полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же дошкольник, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, зависть), может потерять интерес к учебе и желание идти в школу. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно.

Второй способ подачи информации. Иногда взрослые используют образ школы как устрашение: «За такое поведение тебя в школе будут ругать (дразнить)», «Как ты будешь учиться в школе? Ты же ничего не знаешь!». Взрослые не скупятся на критические замечания и добиваются, что ребенок вообще не предпринимает попыток преодолеть трудности, реагирует на неудачи отрицательными эмоциями. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Следовательно, необходимо найти «золотую серединку» в способе подачи информации о школе, чтобы сформировать у ребенка верные представления о школьной жизни.

Как определить сформированы ли у ребёнка мотивы на школьно-учебную деятельность?

Существует несколько методик определения школьной мотивации (М. Г. Гинзбург «Определение мотивов учения»; А. Г. Лусканова «Методика определения школьной мотивации» и др.).

В своей практике использую «Стандартную беседу» Т. А. Нежновой.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

В ходе беседы ребёнку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трёх типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствуют о наличии у ребёнка внутренней позиции школьника.

Возможные варианты ответов и их оценка

А - ориентация на содержание учебной деятельности - 2 балла

Б - ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности -1 балл

В - ориентация на внешкольные виды деятельности - 0 баллов

Вопросы беседы.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А - очень хочу – 2 б.

Б - так себе, не знаю – 1 б.

В - не хочу – 0.

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А - интерес к учению, занятиям; хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. – 2 б.

Б - интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т. д. – 1 б.

В - внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала» – 0 б.

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А - освоение некоторых навыков чтения, письма, счёта: с мамой учили буквы, решали задачи и т. д. – 2 б.

Б - приобретение формы, школьных принадлежностей. – 1 б.

В - занятия, не относящиеся к школе – 0 б.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?

А - уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка – 2 б.

Б - внеучебные занятия, прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса – 1 б.

В - уроки художественно-эстетического цикла, знакомые и близкие ребёнку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе – 0 б.

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А - занятия учебного типа: «Писал бы буквы», читал и. д. – 2 б.

Б - дошкольные занятия: рисовал, конструировал и т. д – 1 б.

В - занятия, которые не имеют отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными и т. д. – 0 б.

Интерпретация результатов.

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребёнка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребёнка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов - ребёнок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Время проведения обследования не нормировано, и я придаю беседе с ребенком непринужденную форму. Игровой характер предъявления вопросов снимает страх, напряжение и позволяет моделировать необходимую деятельность. Обстановка эмоционального комфорта помогает ребенку в большей мере раскрыть свои возможности. Безусловно, в каждом конкретном случае устанавливается свой стиль отношений с ребенком (в одних – ласковый, с постоянным одобрением, в других – строгий, деловой). Беседа зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В одних случаях мне помогает установить контакт с ребенком и создать желаемую атмосферу картинки и иллюстрации с изображением здания школы, учеников, учителя.

Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада
Готовность к школьному обучению многокомпонентное образование которое требует комплексных психологических исследований Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является мотивационная личностная готовность

В других случаях мне помогают наладить контакт и определить реальные и достоверные результаты обследования небольшие задания для ребенка, например, написать на листе бумаги буквы или целое слово, цифры; решить задачу; нарисовать или сделать аппликацию (коллаж) на темы: «Что мне купили к школе?», «Каким я хочу быть учеником», «Мои любимые занятия и увлечения» т. д. Такие невербальные задания особенно необходимы в тех случаях, когда у детей низкий уровень речевого развития.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Добрые волшебники» в младшей группе. Подарок своими руками для выпускников детского садаДетский мастер-класс «Добрые волшебники» в младшей группе. Подарок своими руками для выпускников детского сада ДЕТСКИЙ МАСТЕР - КЛАСС " ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ "Цель:Сделать подарок своими руками для выпускников детского сада. Воспитатель: Ребятки скоро.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Подарки выпускников сотрудникам детского сада. Открытки в стиле скрапбукингПодарки выпускников сотрудникам детского сада. Открытки в стиле скрапбукинг Вот ещё один выпускной в детском саду позади. Позади репетиции, заучивания, примерки, поиски и изготовление всевозможных атрибутов и костюмов.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Проект «Улучшение участка детского сада» в группе раннего развитияПроект «Улучшение участка детского сада» в группе раннего развития Проект «Улучшение участка детского сада» Технологическая карта проекта Название проекта: «Участок детского сада - место для познавательного.

Сценарий концерта «Прощальная линейка выпускников детского сада»Сценарий концерта «Прощальная линейка выпускников детского сада» У нас в детском саду недавно прошли выпускные утренники. Выпускались в школу две подготовительные группы. У каждой группы был свой сценарий,.

Стенгазета для выпускников детского сада «Какими мы были»Стенгазета для выпускников детского сада «Какими мы были» Уважаемые коллеги! Какое хлопотное дело - подготовка к выпускному в подготовительной группе! Столько дел надо срочно сделать, столько сюрпризов.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Оформление детского сада. Уголок развития речиОформление детского сада. Уголок развития речи Думаю, не открою секрет, если обозначу одной из серьёзных проблем на сегодняшний день – развитие речи дошкольников. Поэтому, хочу обратить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада
Опубликовано: 3 июля 2021 в 13:13
+322Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Ивановна Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 160.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД