Татьяна Зворыгина
Характеристика современных педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
"Характеристика современных педагогических технологий и их развивающий потенциал в ранней профориентации детей дошкольного возраста». Александр Григорьевич Асмолов писал: «Под ранней профориентацией мы можем понимать развитие у ребенка таких компетенций, которые позволили бы ему жить в постоянно изменяющемся мире и мире профессий, в том числе развиваться в логике перемен и быть готовым к профессиональному самоопределению в будущем…».
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Публикация «Характеристика современных педагогических технологий» размещена в разделах
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Официальное признание дошкольного образования первой ступенью в системе непрерывного образования предполагает формирование таких компетенций у ребенка, которые позволили бы ему жить в постоянно изменяющемся мире и мире профессий, в том числе развиваться в логике перемен и быть готовым к профессиональному самоопределению в будущем.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом регионального компонента и современных образовательных технологий :
Технология макетирования
С точки зрения Н. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Практика показывает, что создание макетов «Ферма», «Теплица», «Хлебопекарня», «Лаборатория», «Метеостанция» и др. позволяют формировать символические функции сознания ребенка, что позволит ему моделировать производственные процессы, профессиональные отношения, «осваивать» в игре технологии создания продукта профессиональной деятельности. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.
Технология музея
Музейное пространство, являясь модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий. Безусловно, ведущая роль в музейной среде принадлежит экспозициям мини-музея, которые погружают ребенка в активный познавательный процесс получения «знаний о профессиях через руки». Например, мини-музей «Автомобилиус», знакомит детей с марками автомобилей разных эпох, особенностями их конструкции, материалов, из которых они сделаны, соответственно дети приобретают знания о профессиях людей, которые участвуют в производстве машин от замысла до воплощения. Возможность взять модель в руки, рассмотреть ее, попробовать в движении, обыграть «здесь и сейчас», используя макет улицы, все это восхищает, удивляет и радует ребенка, одновременно формируя эмоционально-ценностное отношение к результатам труда конструктора, машиностроителя, металлурга, и интерес к профессии. Музейная экспозиция может быть представлена лэпбуками, презентациями профессий, выставками (коллекциями) продуктов профессиональной деятельности, технического оборудования, коллекциями спецодежды, виртуальными экскурсиями на предприятия производственной и культурной сферы, фотовернисажами известных людей-профессионалов своего дела, подборкой художественной литературы о профессиях. Кроме этого, дети могут пополнять экспозиции музея экспонатами, сделанными своими руками и вместе с родителями. Таким образом, экспозиции становятся своего рода музейной коммуникацией и способствуют обогащению знаний детей о профессиях.
Проектные технологии
Решение задач ранней профориентации в рамках проектной деятельности осуществляется через интеграцию содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий. Используя метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения. Например, в проекте «Мастерская архитектора» – это совместная деятельность по изготовление макетов разнообразных строений, в которой участвуют и дети, и педагоги, и родители. Проект «Я бы в шахту работать пошел» – это оформление фотовернисажа о шахтерах прошлого и настоящего, оформление семейных альбомов группы с фотографиями, рисунками, рассказами о профессиях родителей, создание видеотеки с интервью представителей профессии шахтера.
Данные проекты охватывают различные виды деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-речевую, поисково-продуктивную конструктивную, музыкальную, моделирование, экспериментирование, а также совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Игровые технологии
Здесь уместны будут слова А. Асмолова: «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.»
Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы. При ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями взрослых могут быть использованы:
– дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;
– сюжетно-ролевые (режиссерские) игры «Конструкторское бюро», «Модельное агентство», «Салон сотовой связи», «Ферма», «Тепличное хозяйство»;
– игры-экспериментирования, отражающие специфику профессиональной деятельности взрослых системы «человек – природа», «человек – художественный образ»;
– игры-викторины, игры-путешествия, игры-фантазии: «Изобретения времени», «Путешествие на машине времени», «Планета будущих профессий».
Цифровые технологии
Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения детьми дошкольного возраста, что представляет определенные проблемы в организации ранней профориентации в ДОУ. Таким образом, использование цифровых образовательных технологий позволит существенно повысить вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечить оперативность обратной связи. Перечень цифровых образовательных ресурсов профориентационной направленности может быть представлен:
– технологиями, в которых используются мультимедийные презентации (это наглядность, позволяющая педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, демонстрирующих основы знаний детей о профессиях взрослых, например: «Шишкина школа», «Есть такие профессии», «Почемучки», «Навигатум»);
– технологиями, в которых используются информационно-обучающие программные продукты; (это компьютерно-игровые программы, обеспечивающие решение профориентационных задач с помощью развивающих компьютерных игр профориентационной тематики, например, игры «Пожарный» «Фермер», «Кондитер» и др.).
Несомненным достоинством применения цифровых технологий в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых является: полисенсорное восприятие материала; демонстрация объектов с помощью проекционного экрана и мультимедийного проектора в многократно увеличенном виде; применение анимации, аудио- и видеоэффектов в общей PowerPoint-презентации, которая компенсирует объем информации; активизация зрительных функций, а также глазомерных возможностей ребенка; слайд-фильмы для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала.
Безусловно, эффективность данных технологий будет оправдана исключительно при соблюдении гигиенических требований к организации занятий с использованием ЭВМ, оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуатируемых компьютеров.
Воспитание активных граждан общества - очень важно. Развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.