Ольга Степанюгина
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» – отмечает М. Ф. Фомичева. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей).
Публикация «Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок шестого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений, это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.
В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс фонематиче-ского развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У него складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков [24, с. 27].
Основная функция развития речи старшего дошкольника это – коммуникативная функция. Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Дети пользуется речью как средством общения. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок.
Ситуативная речь – это общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, определенные требования.
Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения.
Особым типом речи детей является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять [14, с. 11].
Речь, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность.
Развитие у старших дошкольников осознания речи является сущест-венным для того, чтобы раскрыть на элементарном уровне перед ними строение речи, её форму, звуковой состав слова, словесный состав пред-ложения, морфологическую и словообразовательную структуру слова. Вместе с тем оно способствует ознакомлению детей со смысловой стороной речи. Так, работа над семантикой слова включает использование ан-тонимических и синонимических сопоставлений, которые собственно смысловые отношения между словами, а также развивают у детей пони-мание того, что мысль может быть выражена разными словами.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают не только пользо-ваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Таким образом, ссылаясь на исследования известных психологов и педагогов (Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский, О. С. Ушакова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др., можно выделить следующие характеристики речевого развития старших дошкольников.
Звуковая культура речи. Дети способны чё тко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они за-крепляют их в произношении.
Отчетливая речь становиться нормой для дошкольника в повседнев-ной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.
Свободно используют в своей речи средства интонационной вырази-тельности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопроситель-ной и восклицательной интонациями.
Способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в обществен-ных местах, дружеских беседах и т. д. Умеют пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятель-ствах.
Хорошо развито речевое дыхание : дети могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).
Могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обна-руживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, не-точное употребление ударений в словах.
Грамматический строй речи. Речь детей старшего дошкольного воз-раста насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом воз-расте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и сло-вообразованием, создавая множество неологизмов.
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамма-тических фактов.
Начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Взрослый как бы ведет за собой ребёнка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.
Умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суф-фикс.
Появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Лексическая сторона речи. К шести годам приём сравнения и сопос-тавления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие сло-ва, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точ-ных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, ис-пользование прилагательных, антонимов.
Связная речь (является показателем речевого развития ребёнка). Де-ти хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
Способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествующие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
Способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т. п.
Могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку, используя набор игрушек.
В диалогической речи пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания.
Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рас-суждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользо-ваться различными типами связи слов внутри предложения, между пред-ложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его струк-туру.