Оксана Расмуссен
Характеристика речевого развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика речевого развития детей
Главное направление развития речи на пятом году жизни-это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения в освоении словообразования: начинается активное словотворчество. Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами. Дети определяют назначение предмета, функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме. Ребенок охотно подбирает и рифмует слова. Такое занятие способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Вместе с тем, в речи детей пятого года жизни ещё встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.
На занятиях используются все традицонные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатели создают проблемные ситуации, ставят перед детьми поисковые вопросы, привлекают детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешат с выводами, а предоставляют детям возможность делать их самим, побуждают обосновать свои суждения, помогают освоить нормы вежливого речевого общения. На занятиях воспитатели поддерживают активный интерес детей к литературным произведениям, помогают детям научиться осознавать поступки героев,проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.
Основные задачи работы
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизншения,умений пользоваться умеренным темпом речи, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией.
В активный словарь детей вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняются обобщенные понятия: «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи». «посуда». Проводятся упражнения на подбор к заданным словам определений.
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действия к предмету и предметы к действию. Паралллельно осуществляется работа, ориентированная на правильное употребление ребенком слов, обозначающих пространственные отношения.
Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу. При ознакомлении с многозначными словами воспитатели используют наглядные пособия.
Развитие связной речи
Дети учатся составлять небольшие рассказы по картинке и подводятся к составлению рассказов на темы из личного опыта. Рассказы об игрушках дети вначале составляют по вопросам воспитателя,а затем самостоятельно.
Воспитатели обращают внимание на развитие описательной речи, т. е. учат сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме: 1) указание на предмет, название его; 2) оценка предмета или отношение говорящего к нему. Такой подход воспитывает у ребенка умение структурно оформлять текст.
В средней группе воспитатели продолжают формировать навыки повествовательной речи, принимают непосредственное участие в составлении рассказов, стараясь, чтобы ребенок глубже осознавал структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания: начало, середина, конец. Воспитатели, давая зачин рассказу, предлагают ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет. Заполнение схемы помогает детям закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.
Широко используется в средней группе такая форма, как коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или сверстником. Эта форма работы подводит детей к составлению рассказа по нескольким сюжетным картинкам, когда один рассказывает начало, другой развивает сюжет, а третий заканчивает изложение. Воспитатели помогают при переходе от одной картинки к другой словами-связками.
При рассматривании картины дети выполняют различные словарные упражнения, связанные с содержанием занятия, отвечают на вопросы по картине. Со временем ребенок начинает использовать эти слова самостоятельно. Усвоенные грамматические формы закрепляются в повседневной жизни.
С детьми имеющими дефекты речи, воспитатели регулярно разговаривают, побуждают их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками.
Вне занятий воспитатели закрепляют представления детей о слове, его звучании. Для этого широко используют настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей. То, что в обычной жизни могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. Настольные игры требуют небольшого количества участников и дают возможность уделить внимание каждому ребенку. Следует регулярно организовывать по желанию детей дидактические игры, игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок по их выбору.