Другова Анастасия Владмировна
Характеристика детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст (1-3 лет)
Предметная деятельность.
Ребенок начинает ходить, появляются первые слова, развиваются действия с предметами, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в пространстве. Это приводит к возникновению новой потребности – познать окружающий мир через действия с предметами.
Манипулируя с предметом, ребенок самостоятельно не может открыть способ употребления предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Общение теперь выступает как деловое сотрудничество по поводу действий с предметами. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях, и, главное, – новые способы действия с предметами. Новой социальной ситуации развития и возникшим потребностям в познании предметов окружающего мира соответствует и новый ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности и осваивает общественно-выработанные способы действия с предметами.
Темочки:
Особенно значимыми для психического развития считаются соотносящиеся и орудийные действия:
• соотносящиеся действия – это действие с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотносить свойства разных объектов: их форму, размер, местоположение и пр. ;
• орудийные действия – это действия с предметами в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования.
Начинает выделять взрослого как носителя образцов действия.
На основе предметной деятельности складываются другие виды деятельности – игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве.
Особенности игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем:
• однообразие и разрозненность игровых действий;
• содержание игровых действий – подражание (ребенок воспроизводит с помощью различных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым);
• материалом для игры служат только реалистичные игрушки, отображающие реальные предметы;
• слабая эмоциональная включенность – ребенок часто отвлекается, бросает начатое дело.
На третьем году жизни игра претерпевает значительные изменения, которые заключаются в следующем:
• усиливается эмоциональная вовлеченность ребенка в игру: увеличивается длительность игры. Ребенок ярче и чаще проявляет различные эмоции, значительно нарастает самостоятельность игровых действий;
• увеличивается число игровых действий и их вариативность.
Рисование в раннем возрасте проходит несколько стадий. Первая – стадия каракулей – это графические следы, которые оставляет палец, карандаши, фломастер на поверхности листа бумаги. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Его интересует сам процесс рисования, а не изображение.
Вторая стадия наступает примерно через полгода. В это время у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, он зрительно познает то, что делает его рука.
Третья стадия характеризуется следующим интеллектуальным открытием – оказывается, что у листа бумаги, на котором он «малюет», есть края.
Познавательная сфера:
- восприятие. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов.
В 2–2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по форме, величине, потом по цвету.
Развитие речи:
• продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
• активный словарь ребенка 11–12 месяцев включает обычно от 4–5 до 30–40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие – каждый предмет имеет свое название.
в конце первого года жизни характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам.
Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2–3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов.
• третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности : возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему, расширяется круг речевого общения ребенка.
• развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка.
- мышление: ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания», т. е. наглядно-действенным способом.
При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет. Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер). На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам. На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формирова-нию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.
Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формированию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.
- память и внимание ребенка в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.
Развитие личности
На протяжении всего раннего возраста поведение ребенка является ситуативным, зависящим от того, что происходит «здесь и теперь». При этом каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей силой и провоцирует его на действие. Он не задумывается о том, какие последствия будет иметь совершенное им действие. Эмоции в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя кратковременных аффектах. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.
Возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. Происходит становление особой формы детского самосознания, внешне проявляющееся в знаменитой формуле «Я сам».
Отделение себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть себя и воспринимать взрослого.
Для ребенка становятся значимыми как сами достижения, так и признания со стороны взрослого. Одобрение и похвала взрослого рождают у ребенка чувство гордости за собственные достижения. Гордость за достижения проявляется следующим образом:
• дети не просто манипулируют предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, не отступают от задуманного в случае неудачи;
• достигнув желаемого, дети стремятся продемонстрировать свой результат взрослому – иначе он теряет свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение вызывает переживания;
• наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, выражающееся в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.
В результате появляется способность к элементарной самооценке и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать самостоятельно, согласно собственным желаниям, а с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых.
Краткая характеристика кризиса 3-х лет :
• негативизм – ребенок отказывается выполнять определенные требования взрослых. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили.
• строптивость – протест против порядков в доме. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична;
• своеволие – стремится к самостоятельности в намерениях, замыслах, отказывается от помощи взрослых;
• обесценивание взрослых – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Обследование детей раннего возраста.
Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:
1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи).
2. Крупная моторика
3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика).
4. Социально-эмоциональная сфера.
5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет).
В ходе обследования отмечаются:
1. Уровень развития по следующим сферам:
a) речевое развитие; б) когнитивное развитие; в) мелкая моторика;
r) крупная моторика, д) самообслуживание, e) социализация.
2. Особенности психических процессов, таких как
a) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении определенного времени). Как правило, это не должно занимать более 15-20 минут для детей с 1 года до 1 года 10 месяцев; 5-10 минут для детей с 1 года 10 месяцев до 3 лет, 5 минут для детей после 3 лет,
б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам, исследование окружающих предметов).
в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании, какие эмоции у ребенка преобладают, положительные, отрицательные, адекватность проявления эмоций и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая)
с) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая проявляется в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий) :
д) внимание:
- устойчивость - способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном случае, на игрушке или игровой деятельности). В возрасте с 1 года до 1 года 10 месяцев дети могут сосредоточивать внимание на одном виде деятельности (игрушке) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут, с 3 лет до 15-20 минут.
- переключаемость - способность ребенка переходить от од деятельности к другой по требованию;
- объем и поле внимания - способность действовать двумя и более предметами в игре, выполнять одно- и двухступенчатые инструкции, для детей старше 3 лет.
e) характер игровой деятельности:
• манипулирование с предметами (адекватность использования предметов) :
• конструктивные игры;
• игры с воображаемыми предметами;
• сюжетные игры;
сюжетно-ролевые игры.