мария горбушина
Технологическая карта НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе
Ф. И. О педагога: Горбушина Мария Александровна Должность: воспитатель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Чебурашка»
Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Удмуртия, посёлок Балезино, Улица Школьная, 21
Образовательная область: познавательное развитие Тема : «Воздух – невидимка»
Публикация «Технологическая карта НОД по познавательному развитию в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Программа: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- Москва; 2014 год.
Характеристика группы: дети средней группы (4 – 5 лет);
Предварительная работа: - НОД в мини-лабаротрии, опыты водой;
- чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);
- беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;
- наблюдение за температурой воздуха на прогулке;
- надувание воздушных шаров.
Материалы и оборудование: дидактический наглядный материал:
Демонстрационный: коробка, лопнувший воздушный шар, карточки со свойствами воздуха.
Раздаточный: пластиковые стаканы с водой (0,2 л, пластиковые емкости, салфетки, трубочки из под коктейля, веера из бумаги, целлофановые пакеты, атласные ленты, воздушные шары,
Оборудование: запись с музыкально-ритмической композицией «Музыка и звуки природы – Шум ветра, пение птиц», спецодежда для детей – белые халаты, белые шапочки.
Цель непосредственно образовательной деятельности: развитие познавательной активности и любознательности в процессе экспериментирования.
В образовательной области социально-коммуникативное развитие Формируемые
предпосылки к учебной деятельности - умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия.
познавательное развитие - умение строить свои умозаключения, активизация словаря.
Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми - соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать взрослого, умение общаться со сверстниками, эмоционально отзывчивый, осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, овладение способами познавательной деятельности, способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.
Вводная часть:задачи этапа- Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.
Деятельность педагога: Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра.
Воспитатель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».
- Понравилось вам это стихотворение?
- А сейчас, давайте. поздороваемся друг с другом – поиграем в игру «Как мы можем здороваться»
- Слышите, ребята, за дверью кто-то плачет? Кто бы это мог быть? Посмотрим.
- Это кукла Таня. Что же с ней произошло?
Рассказ Тани: «Я очень торопилась на день рождения к моей подруге Кате, несла в руках воздушный шарик. И вдруг я почувствовала, что запнулась обо что-то. Это была эта коробка. И мой красивый шарик исчез. Вот что от него осталось».
- Что же могло случиться с шариком? И при чем здесь эта коробка?
- Чем мы можем помочь Кукле Тане?
- Сначала выясним, что случилось с шариком, а начнем с этой загадочной коробки.
Деятельность воспитанников: Организация: дети свободно располагаются на ковре, повернувшись к гостям.
Здороваются с гостями «Здравствуйте!». «С добрым утром!»
Дети стоят полукругом, повернувшись к воспитателю, слушают стихотворение, отвечают на вопрос: Да, понравилось; оно красивое, доброе.
Дети встают в круг, держась за руки и по правилам игры здороваются друг с другом. (здороваются носами, щеками, лбами, руками)
Дети идут за двери. Видят там кукла и коробка.
Стоят полукругом к воспитателю.
Предположения детей.
Она плачет, ей больно, обиделась на кого-то.
Принимают игровую ситуацию, внимательно слушают.
Ответы детей: торопилась Таня, запнулась об коробку и шарик лопнул.
Организация: дети свободно располагаются на ковре.
Предположения детей:
надуем новый шарик и дадим его Тане
Основной часть:задачи этапа - - познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;
- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;
- учить умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать вслух;
- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников;
- прививать любовь к окружающему миру.
Деятельность педагога: Воспитатель:
«Коробка обнаружена, но она пуста! Что бы это могло значить?»
Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку – подсказку:
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем?»
Воспитатель: «Правильно. Теперь мы знаем, что в коробке находится воздух».
Подводит детей к размышлению.
Задает вопрос:
Может его вообще не существует?
Воспитатель: «А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами?
Воспитатель: Для этого нам надо отправиться в «научную лабораторию». А вы знаете, что такое «лаборатория» и чем там занимаются? Как называют людей, которые делают опыты? Хотите побывать в роли исследователей?
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого. И кукла Таня отправится вместе с нами.
Организация: группа преобразована в «научную лабораторию».
Воспитатель напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?»
«А сейчас будем делать опыты с воздухом, проходите за столы».
Опыт 1. (Поймаем воздух)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Воспитатель. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его.
Что случилось с пакетом?
Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: Отпустим пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Воспитатель. : Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Подводит детей к самостоятельному выводу.
Опыт 2. (Ветер – это движение воздуха)
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?
- Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили.
А теперь помашите веером перед лицом.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Воспитатель: - Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Вспомните, как мы определяем: дует ли ветер на улице во время прогулки?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «ветерок»: Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Опыт 3. (Воздух в человеке)
Воспитатель: «Чем мы с вами дышим? Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
А теперь давайте подойдем к другому столу. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте,
Что происходит?
Воспитатель: «А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?»
Воспитатель: «Какой вывод можно сделать»?
Опыт 4. (Воздух можно услышать)
Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики.
Где сейчас воздух?
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Опыт 5. (Воздух легче воды)
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где стоит таз с водой и приготовлены пустые баночки. Предлагает опустить баночки в воду и понаблюдать за ними. Подводит детей к выводу.
Воспитатель: Что стало с баночками?
Какой можно сделать вывод?
Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. Вам понравилось в «лаборатории»? Хотите вернуться сюда еще?
- Но вспомним про нашу гостью. Тане тоже было здесь интересно, и она бы пришла сюда еще. Что же ребята произошло с воздушным шариком?
- Давайте. попращаемся с Таней
Деятельность воспитанников - Организация: дети стоят полукругом, повернувшись к воспитателю.
Принимают игровую ситуацию., внимательно слушают, открывают коробку сами и
отвечают на вопросы, Ничего там нет, она пустая, это коробка фокусника – перевернем ее и там что-то будет.
После подсказки догадываются, что там дыхание, воздух.
Дети делают вывод: Воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, формы.
Ответы детей:
Нет, он есть, но мы его не видим.
Да, хотим узнать о воздухе.
Ответы детей:
В лаборатории делают опыты и эксперименты
Исследователи, искатели.
Да, хотим быть исследователями.
Дети проявляют активность, заинтересованность, отправляются в «лабораторию».
Подходят к шкафу, где висят плечики с белыми халатами и надевают их.
Стоят полукругом около воспитателя, слушают внимательно и отвечают на вопрос:
Нельзя трогать ничего руками, потому что может что-нибудь произойти; мы не знаем где и что находится.
Дети проходят за столы, которые стоят П-образно, внимательно слушают воспитателя.
Ответы детей: Да, хотим.
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Дети набирают воздух в пакет, но не у всех это получается
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Дети отпускают пакет
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Вывод дети делают сами: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку
Ответы детей: нет, не можем, мы его только поймали.
Дети берут веера и машут перед своим лицом.
Сначала помахали перед своим лицом, а потом друг на друга.
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Вывод дети делают сами: когда воздух движется, получается ветер. Значит воздух может двигаться и мы можем его почувствовать.
Дети: Мы смотрим на ленточки, которые висят на веранде: если они движутся, то на улице есть ветер, а если не движутся – значит ветра нет.
Организация: дети свободно двигаются по ковру с лентами под композицию «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц»
Выполняют красивые и легкие движения, кружатся. Кто-то делает резкие движения, подпрыгивает, изображая сильный ветер.
Возвращаются обратно за столы.
Дети: Воздухом
Дети делают глубокий вдох, а затем выдох.
Дети: Воздух
Дети вместе с воспитателем подходят к столу и встают вокруг него. Берут в руки трубочки и кладут в пластиковые стаканчики с водой – дуют в трубочки.
Дети: «Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух».
Дети возвращаются обратно за столы.
Дети делают глубокий вдох и задерживают дыхание.
Вывод делают сами: Без воздуха человек умрет», «Человек не может жить без воздуха».
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Надувают шарики, но не у всех получается, помогают друг другу.
Дети: Он внутри шариков.
Дети спускают шарики.
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. значит воздух можно услышать.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Дети вместе с воспитателем проходят за другой стол и встают вокруг него.
Опускают пустые баночки в таз с водой и наблюдают, что произойдет.
Дети: Они не тонут в воде, не опускаются на дно. Внутри баночек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Воздух легче воды
Дети обратно возвращаются за столы
Дети проявляют эмоциональный отклик.
Дети: Очень понравилось, мы обязательно придем сюда еще.
Дети: Из шарика вышел весь воздух наружу, поэтому шарик лопнул.
Дети стоят полукругом, повернувшись к воспитателю.
Прощаются, дарят в подарок свои воздушные шары.
Дети снимают белые халаты и обратно вешают их в шкаф на плечики.
Заключительная часть: задачи этапа - закрепление полученных и имеющихся знаний.
Деятельность педагога: - Интересно было вам работать в нашей лаборатории?
- Помогли мы Тане разобраться, почему ее шарик лопнул?
- Что вам понравилось больше всего? (Воспитатель опрашивает каждого ребенка).
- Что показалось наиболее трудным?
- Спасибо вам, ребята!
Деятельность воспитанников - Организация: дети свободно располагаются на ковре.
Ответы детей. Да, нам было очень интересно
Да, помогли. Из него вышел весь воздух.
Делать опыты, надувать шарики и пакеты, дуть в трубочки, танцевать с лентами.
Ловить воздух в пакет, а затем отпускать его, надувать шарик