Марина Курбатова
Проект «Гуманитарная культура»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
ПРОЕКТ
«ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»
Воспитатель:
Курбатова Марина Алексеевна
МДОУ «Детский сад №46»
Московской области
г. Электросталь
2017 г.
Публикация «Проект „Гуманитарная культура“» размещена в разделах
Уважаемые коллеги разрешите представить вашему вниманию практикозначимый проект от педагогов МДОУ г. Электросталь на тему «Гуманитатная культура педагога»
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что говорит и делает. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека. Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его человековедческой компетентности и моральному облику.
Объект исследования: профессиональная компетентность педагога.
Предмет исследования: слагаемые гуманитарной культуры педагога.
Цель исследования: анализ теоретического аспекта проблем гуманитарной культуры педагога.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
1. Гуманитарная культура педагога как предмет научного исследования.
2. Составляющие компоненты гуманитарной культуры педагога.
Изучение биографий выдающихся педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, С. Т Шацкого. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлении и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития. Наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узкопрофессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.
В этой связи возникает необходимость рассмотреть понятие «гуманитарная культура педагога».
Понятие «культура» в самом широком смысле выражает качественную характеристику того, насколько конкретные люди сумели возвыситься над своей естественной биологической природой, развив свою вторую - социальную - природу. Поэтому, культурой является лишь то, из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование.
«Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации личности».
К показателям личностных ориентиров педагогической культуры преподавателя можно отнести:
- гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способности быть воспитателем;
- психолого-педагогическую компетентности и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника;
- опыт творческой деятельности, дающей возможность преподавателю обосновать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы;
- культуру профессионального поведения и способности к саморазвитию
Таким образом - Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.
Гуманитарный педагог должен придерживаться определё нных правил: понимать, принимать и любить ребёнка; жить интересами, переживаниями ребёнка, не вторгаясь, а входя в его внутренний мир осторожно и тактично; поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка; формировать положительную самооценку, веру в себя, уважение к себе. То есть гуманитарный педагог должен быть не только мастером педагогики, но и виртуозом психологии: он должен осознавать свой потенциал, уметь управлять своими ресурсами и в тоже время должен уметь безошибочно определить потенциал личности ребёнка, с которой вступает в диалог.
Гуманитарная культура педагога, являясь стержнем индивидуальной культуры личности, представляет собой сложное интегративное личностное образование, включающее ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты и образующее личностно-смысловую концепцию профессиональной деятельности педагога, которая реализуется в гуманитарных проектах.
Значимость данной ценности в том, что гуманистические отношения между людьми основываются на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают признание индивидуальной неповторимости каждого, выстраивая действия с учетом блага другого. Исходя из трактовки данной ценности, мы пришли к осмыслению того, что она не может состояться как ценность без совокупного принятия личностью этих ценностей.
Таким образом, гуманитарная культура педагога – оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации. Высокий уровень профессионализма педагога, его педагогической культуры, следовательно, невозможен без освоения фонда культурной информациитей : «толерантность», «сопереживание».