Данова Татьяна
Культура семейных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Культура семейных отношений – совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание ее назначения и функций, определяющие умение выстроить гуманные и гармоничные семейные отношения.
Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Но к семейной жизни нужно систематически и последовательно детей готовить, формируя у них основы семейно-бытовой культуры, которая опирается на систему нравственного воспитания и все компоненты, составляющие базовую культуру личности, включает в себя половое и гендерное: воспитание.
Публикация «Культура семейных отношений» размещена в разделах
Половое воспитание – систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.
Задачи полового воспитания:
правильная половая идентификация (отождествление);
формирование нравственных межполовых взаимоотношений;
подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям, воспитание культуры чувств – привязанности, дружбы, любви, верности, долга, заботливости, ответственности, бескорыстия, сострадания и т. п. ;
формирование репродуктивной установки (на рождение и воспитание детей);
половое просвещение, формирование научных понятий о биологических и социальных проблемах пола, особенностях развития и поведения мужчины и женщины.
Половое созревание – сложный процесс, в котором физиологические изменения не только воздействуют на психику, но и сами в известной мере контролируются сознанием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие у детей неосознанные сексуальные ощущения корректируются путем воспитания чувств, воли, нравственных привычек.
Сексуальное развитие человека – это постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека. Важнейшая педагогическая задача, с учетом этапов и особенностей сексуального развития ребенка – предупредить гипертрофированный интерес к половому развитию, но не игнорировать его значимость.
Ребенка с раннего возраста надо сознательно программировать на определенную половую роль – мальчика-юноши-мужчины, девочки-девушки-женщины. Это делается в интересах общества и государства, чтобы происходила правильная половая идентификация – отождествление себя с соответствующим полом и формирование ролевого поведения, свойственного этому полу. Происходящие в миремаскулинизация женщин и феминизация мужчин – явление, имеющее негативные последствия в масштабах всего народонаселения Земли.
М. Козакевич описывает три модели полового воспитания.
Рестриктивная (репрессивная). Объем информации: чем меньше, тем лучше. Содержание информации: нельзя делать то-то и то-то, потому, что. и это единственно хороший путь. Общий тон: нет.
Пермиссивная (либеральная). Объем информации: вся информация. Содержание информации: могут быть следующие пути. Все пути хороши. Общий тон: да.
«Золотой середины» (демократическая). Объем информации: необходимая информация. Содержание информации: делай так, а не иначе, ибо. Есть много путей – выбирай лучший. Общий тон: да, но.
В. Е. Коган перечисляет следующие требования к организации полового воспитания и просвещения:
использование научных знаний, реальных ситуаций и явлений в качестве примеров;
соотнесение целей и задач полового воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;
направленность против нежелательных проявлений;
выработка индивидуальных нравственных приемлемых ориентации и мотивов;
адресность полового воспитания (по возрасту, полу, социальному и культурному уровню и т. п.);
последовательность, непрерывность, преемственность процесса полового воспитания;
доверие к переживаниям и проблемам воспитанников;
деловое и серьезное отношение к обсуждению проблем пола и секса;
контроль и поддержка.
В целях полового воспитания целесообразно организовывать совместные коллективные формы работы, совместный отдых и труд мальчиков и девочек с ненавязчивым, но целенаправленным формированием межполовых взаимоотношений, установлением границ возможных отношений, накоплением опыта неполовой любви. Большое значение имеет передача детям и подросткам и усвоение ими на каждом возрастном этапе необходимой информации в области сексуально-полового просвещения.
Определенный процент детей в настоящее время начинает половую жизнь в 12–13 лет, не зная самых элементарных вещей о предохранении от беременности, заражении инфекционными заболеваниями, тяжелых последствиях ранней половой жизни для дальнейшей взрослой жизни, создания семьи, рождения детей.
В современной ситуации половой распущенности, снижения общественного влияния нравственных норм, регулировавших раньше взаимоотношения между полами, бесконтрольности и чрезмерной раскрепощенности средств массовой информации в вопросах половых взаимоотношений (особенно телевидения) роль школы и семьи в вопросах сексуально-полового воспитания и просвещения значительно возросла.