Анна Кутькова
Эссе «Культура здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Педагоги, психологи, медики бьют тревогу за здоровье подрастающего поколения. Обратимся к статистике. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что экология влияет на здоровье человека на 20%, наследственность - на 10%, медицина также - на 10%, а образ жизни на 60%.
Публикация «Эссе „Культура здоровья“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Здоровье - главная ценность человека в любом возрасте. Это базовая ценность и необходимое условие полноценного физического, психического, эмоционального и социального развития ребенка. Не создав фундамент культуры здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать его в будущем. Формирование основ культуры здоровья ребенка - ведущая задача дошкольного образования.
Что же такое «культура здоровья»? Культура здоровья - это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Значит здоровье детей - это будущее страны.
Часто слышишь призыв: «В борьбу за здоровье дошкольника!». А может пора прекратить борьбу и начать осваивать и применять новые подходы и современные педагогические технологии? Реализация системно-деятельностного подхода и применение здоровьеформирующих технологий позволит ребенку занять активную позицию, то есть обеспечит высокую мотивацию воспитанников, их интерес к получаемым знаниям и умениям и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Этим детям свойственно:
– отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики;
– нарушение техники движений и двигательных качеств (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики;
– отставание формирования навыков самообслуживания, технических навыков в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании.
Грубых двигательных расстройств у детей с ОВЗ нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Образовательным организациям необходимо изыскивать пути успешного обучения и воспитания всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки.
В общеобразовательных программах и программах здоровья многих детских садов хорошо прописаны педагогические условия по формированию основ культуры здоровья дошкольников. Но многое зависит от уровня сформированности культуры здоровья самого педагога, от его отношения к этой проблеме, от его личностных и профессиональных качеств, которые определяют стиль поведения и деятельность педагога по воспитанию здорового, жизнерадостного, физически, гармонически и творчески развитого ребенка. Современный воспитатель должен постоянно повышать профессиональное самообразование в области здоровья, применять теоретические и практические знания относительно индивидуальных особенностей каждого ребенка, и как следствие этого, практическое применение знаний воспитанниками.
Я считаю, что целенаправленная работа по формированию у дошкольников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:
- установкой на ценность собственного здоровья;
- приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;
- овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;
- умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
- созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.
Осознание детьми необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание педагогом всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей.
Но весь труд воспитателя напрасен, если нет взаимодействия с семьей!
К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни : не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т. д., не делают утренней гимнастики и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.
Я убеждена, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому моя задача, как педагога, целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ребенок может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья. Работа с родителями, а вернее установление и развитие сотрудничества определяют формирование основы культуры здоровья дошкольника.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по вопросам психо-физического здоровья ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, создание совместных проектов относительно потребностей и поддержки инициатив семьи - именно такой союз педагогов и родителей поможет ребенку в развитии знаний, умений, навыков по укреплению собственного здоровья, побудить самостоятельно активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Народная мудрость гласит: «В здоровом теле здоровый дух», «Ум да здоровье дороже всего», «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Моя задача – помочь ребенку понять непреходящую ценность здоровья. И тогда с сильным умом в сильном теле можно добиться любых успехов!