Юлия Демина
Культура речевого общения.
▼ Скачать + Заказать документы
Стиль общения взрослых-пример для маленьких. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри семьи, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения- проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Публикация «Культура речевого общения,» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого речевого этикета. Что такое речевой этикет? Этикет- совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Редко кто задумывается: умею ли я общаться с окружающими людьми, обладаю ли я культурой речевого общения, интересный ли собеседник? Кажется, нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми, коллегами, детьми, родными.
Приветствие имеет огромное значение. Приветствие - начало установления контакта, показатель отношения к людям, норма вежливости. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость -это «. моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».
Вежливость- это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Важно быть предельно взыскательным к собственному речевому поведению- на нас равняются дети.
Чувство такта помогает наладить контакты, является регулятором содержания и форм речевого общения- о чем и как говорить, как и когда вступать в разговор, а когда промолчать, что можно обсудить, а что недопустимо, как отстаивать своё мнение, не инижая своего оппонента, как разрешить острую ситуацию и какие при этом найти слова, чтобы убедить и не обидеть человека.
Тональность речевого общения-один из значительных факторов, который во многом определяет нравственно- эмоциональный климат. Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Воспитанный человек всегда чувствует, как вести разговор в зависимости от обстановки- официальной или нет, от сложившейся ситуации, степени знакомства и даже личностных качеств того, с кем он общается.
Одно из драгоценных умений, помогающих установить обратную связь с ребёнком- это речевая сдержанность.
Таким образом, культура речевого общения вносит красотка отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих отношений.