Светлана Загорская
Готовность ребенка к школьному обучению — важная составляющая успехов в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Особое внимание в развитии речи дошкольника следует обращать на :
Состояние звукопроизношения :
Правильно стройте общение с ребенком, создавайте условия для спокойной, неторопливой речи. Ясная, четкая речь взрослых с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития
Формируйте правильное звукопроизношение. Говорите с детьми, называя предметы соответствующими словами, не коверкайте их, не подражайте речи детей
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки
Темочки:
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
Состояние фонематических процессов:
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Состояние грамматического строя:
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик, словоизменение (стул - стулья, согласование (желтый мяч,
управление (вышел из дома, рассказал о друге).
Состояние слоговой структуры слова:
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод,сковорода, милиционер, регулировщик
и т. п.
Состояние словарного запаса :
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
Состояние связной речи :
На прогулках, экскурсиях обогащайте словарь детей.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать небольшие тексты и сказки, составлять рассказы из личного опыта («Как я отдыхал у бабушки»), составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок.
А также:
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
Обратите внимание на:
· Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
· Неврологический статус (определяют специалисты)
· Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
· Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
· Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
· Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
· Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
· Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
· Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).