Шамиля Байбикова
Годовой план работы педагога-психолога на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
«Детский сад №76»
. А. Февралева
Пр. №___от «__»___202__г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Байбиковой Шамили Рифатовны
На 2022-2023 учебный год
г. Саратов, 2022г.
Публикация «Годовой план работы педагога-психолога на учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
Цель работы педагога-психолога в ДОУ : осуществление психологического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и обеспечение полноценного и гармоничного развития в условиях ДОУ посредством диагностической, непосредственно-образовательной и консультационно-просветительской деятельности.
Задачи:
Обеспечить психологическое сопровождение детей 6-7 лет посредством диагностики психологической готовности к школьному обучению, непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими низкий уровень готовности к обучению в школе, консультационной и просветительской работы с родителями и педагогами.
Оказать необходимую психологическую помощь детям младших групп и вновь поступившим детям в адаптационный период.
Осуществлять психологическое сопровождение детей средних и старших групп по запросам педагогов и родителей путем проведения диагностической и развивающей работы, направленной на выявление и решение возможных проблем.
Выявить детей «группы риска» с целью оказания необходимой помощи посредством индивидуальной и групповой развивающей работы.
Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей посредством просветительской и консультативной работы.
Повышать собственный профессиональный уровень.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению :
Психологическая диагностика (индивидуальная, групповая, направленная на изучение психолого-педагогического статуса дошкольника, личностных качеств детей, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов, родителей.
Развивающая работа и психологическая коррекция (индивидуальная, групповая) направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей и оказание индивидуальной помощи детей по выявленным проблемам.
Психологическое просвещение и психопрофилактика. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках адаптации к условиям в детском саду и приобщения к социальным условиям жизни, в создании оптимальных условий для физического, психического и личностного развития личности. Формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, навыков безконфликтного общения у педагогов и родителей; формирование мотивации на активную и позитивную
жизненную позицию, осознанное отношение к развитию и воспитанию детей.
Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое) родителей и педагогов, осуществляется по заявленным проблемам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Организационно-методическая работа.
Тема самообразования: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет»
№ п/п Содержание работы Форма работы /
Субъекты деятельности Сроки проведения
Психодиагностическая работа
Категория: дети
1 Диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Анкетирование родителей
Беседа с родителями
Составление карты
Наблюдения Сентябрь.
Декабрь
По мере поступления детей в ДОУ
2 Мониторинг адаптации детей к условия детского сада.
А. С. Роньжина «Диагностика адаптированности»
3 Диагностика психологической готовности к обучению в школе:
- «Методика определения готовности к школе» Л. А. Ясюкова, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.
- Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко);
- Выявление выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей. «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург);
- Сформированность подготовки к школе «Оценка мотивационной готовности» (Д. В. Солдатова).
Индивидуальная подготовительные группа Сентябрь, май
4 Диагностика эмоциональной сферы детей по методикам («Кактус», «Лесенка» авт. Панфилова М. А., «Два дома» (авт. И. Вандик, П. Экблад, «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного». Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребенка, отклонений в эмоционально-личностной сфере для коррекционной работы.
Групповая. Дети 5-6 лет Октябрь
5 Диагностика психических процессов дошкольников:
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е. А. Стребелевой).
- «Экспресс диагностика в детском саду» (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко).
2 младшая группы №1,2
Старшая группы №1,2
В течение года
Декабрь
Ноябрь,апрель
6 Диагностика дошкольников
групп в рамках коррекционно-развивающих и профилактических программ. Индивидуальная и групповая
Согласно календарно тематическому плану занятий коррекционно-развивающих программ.
7 Диагностика в период возрастных кризисов
3-х летнего возраста
7-ми летнего возраста Индивидуально по запросу
2 младшая гр. №1,2
Подготовительная группа В течение года
8 Диагностика дошкольников «группы риска» Индивидуальная. Выборочно-по результатам опроса педагогов и статусу ребенка В течение года
9 Изучение психологических особенностей детей (причина нарушения развития и поведения детей). Дети по запросу родителей и педагогов. В течение года
Категория: родители
1 Опросник готовности к ДОУ Печора К. Л.
Родители вновь поступивших детей Июнь-август
2 Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДЭРВ) По запросу В течение года
3 Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе» Подготовительная Март
4. Методика Е. Шефера «Измерение родительских установок и реакций»
Категория: педагоги
1
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) Все педагоги Ноябрь
2 Воспитательная эффективность стиля педагогического общения (Ю. Вьюнкова)
3
Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» (В. Ю. Рыбников)
4 Психодиагностика личности педагога
По запросу администрации В течение года
Психокоррекция и развитие
Категория: дети
1 Психологическое сопровождение процесса адаптации
Программа адаптационно-развивающих занятий для детей 2-4 лет «Паровозик из Ромашково» (Кремлякова А. Ю.) Подгрупповая (тяжело адаптируемые дети)
1 младшая группа,
2-я младшая группы Сентябрь-ноябрь
2 Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. Дети всех возрастных групп (по запросам и результатам диагностики) В течение года
3 Кружковая работа по программе Н. Ю. Куражевой «Будущие первоклассники».
Групповая, подготовительная группа Сентябрь-май 1 раз в неделю в соответствии с расписанием
3 Реализация коррекционно-развивающей программы психолого- педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сниженным темпом психического развития или относящихся к группе «риска» «Солнышко» Т. П. Трясокурова. Индивидуальная,
дети «группы риска». В течение года
4 Реализация коррекционно-развивающей программы психолого – педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радаюсь» С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. Индивидуальная, дети «группы риска»
В течение года
5 Реализация коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих факторы риска нарушения психологического здоровья «Тропинка к своему Я» О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. Индивидуальная, дети «группы риска»
В течение года
6. Составление ИОМ для дошкольников Индивидуальная, дети «группы риска»
В течение года
Консультирование
Категории: педагоги
1 Консультации по вопросам адаптации детей к детскому саду. Педагоги адаптируемых групп (по запросу) В течение года
2 Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам Индивидуально (по запросу) В течение года
3 Темы плановых консультаций по актуальным проблемам для педагогов на педагогический час :
- «Один ребенок расплакался, остальные заревели вслед за ним : что делать?»
- Мастер-класс «Самопрезентация или дайвинг для педагогов»
- «Как успокоить недовольного родителя» (презентация) Групповая
Все педагоги
Октябрь
Март
Май
Категория: родители
1 Консультации по любым волнующим родителей вопросам.
Основная тематика обращений: проблемы адаптации; проблемы поведения; детские страхи; проблемы в развитии познавательных процессов; внутрисемейные конфликты; по результатам диагностики. Индивидуально (по запросу) В течение года
2 Темы групповых консультаций, лекций, бесед на родительских собраниях:
-«Поощрение и наказание ребенка в семье»
-«Старшие и младшие дети»
-«Ребенок и гаджеты»
- Адаптация к ДОУ
- «Кризис 3-х лет»
-«Что такое школьная готовность»
Групповая
Родители всех возрастных групп
Родители 1-х и 2-х мл. групп
Родители 2-х мл. групп
Родители подготовительных групп
Согласно графику проведения родительских собраний групп в ДОУ
Психопрофилактика
Категория: педагоги
1 Психологическая игра «Тайный друг»
Все сотрудники ДОУ Декабрь
Категория: родители
1. 1 Встречи родителей с педагогом-психологом с целью повышения психологической компетентности родителей.
Психологическая гостиная (цикл встреч)
Тематика встреч:
1. «Особенности поведения детей 5-6 лет»;
2. «Гиперактивный ребенок. Что делать?»
3. «Причины конфликтов, возникающих в отношении с ребенком, и пути их разрешения».
4. «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»
5. «Психологическая готовность дошкольника к школе»
6. «Как справится с кризисом 3-х лет?» Групповая (набор 6-8 родителей, родители всех групп.
В течение года
Категория: дети
1 «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет». Согласно плану по самообразованию. Воспитанники ДОУ 1 раз в неделю согласно плану самообразования педагога-психолога
2 «Страна сенсория» работа с детьми в сенсорной комнате с использованием специального оборудования, игровых и релаксационных упражнений. Воспитанники ДОУ 1 раз в неделю
Психологическое просвещение
Категория: педагоги
1 Оформление стенда социально-психологической службы информацией. Информационный стенд В течение года
2 Выдача книг по детской психологии (по запросу) Индивидуально В течение года
3 Разработка памяток, буклетов, брошюр по темам:
- «Рекомендации воспитателям в период адаптации детей»
- «Золотые правила педагогики»
- «Как установить эмоциональный контакт с собеседником»
- «Правила работы с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми». Все педагоги В течение года
Категория: родители
1 Стендовая информация и информация на сайт ДОУ. Родители, педагоги и посетители сайта. В течение года
2
Оформление групповых родительских уголков «Советы психолога» (составление памяток, буклетов, брошюр) с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей:
«Адаптация к детскому саду»
Памятка «Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка»
«Кризис 3-х лет»
«Запреты и наказания»
«Темперамент основы поведения ребенка»
Памятка «Как научить ребенка выражать свои эмоции»
«Детская ложь. Как быть родителям?»
Памятка «Как слушать ребенка»
«Патологические привычки у ребенка. Как вести себя родителям»
- Памятка «Одаренный ребенок»
- Буклет «Жестокое обращение с детьми», «Насилие в семье»
- «Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе
Стендовая информация
Родители 1-х, 2-х мл. групп
Родит. всех групп
Родители 2-х мл. групп
Родит. всех групп
Родители подготовительных групп
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Сентябрь
Организационно-методическая
1 Участие в работе МО педагогов-психологов района В течение года, согласно плану МО
2 Планирование деятельности, ведение рабочей документации. Ежедневно
3 Подбор материала и его оформление на информационном стенде социально-психологической службы и в групповые родительские уголки «Советы психолога». В течение года
4 Разработка рекомендаций, памяток и буклетов В течение года
5 Обработка и анализ психодиагностических данных и данных наблюдений, обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков. В течение года
6 Подготовка выступлений на родительские собрания. Согласно годовому плану ДОУ на 20-21 уч. г.
7 Подготовка к педагогическим часам и советам. Согласно годовому плану ДОУ на 20-21 уч. г.
8 Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии. В течение года
9 Самообразование В течение года
10 Оформление кабинета педагога-психолога В течение года
11 Уход за сенсорной комнатой. В течение года
12 Оформление годовой отчетной документации. Май
13 Корректировка и утверждение плана ППк на учебный год. Сентябрь
14 Составление плана и графика работы Консультационного центра. Сентябрь
Экспертная работа
1
Анализ адаптационного периода детей раннего возраста в ДОУ
2 Психолого-педагогический контроль за педагогическим процессом :
Анализ занятия
Анализ взаимодействия педагога с детьми
Анализ игровой деятельности
Согласно графику психолого-педагогического контроля
Примечание: в план могут вноситься изменения в течение учебного года.