Людмила Иванова
Годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и занятий по экологии с детьми 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Крутоярский детский сад» - 2017 год.
Годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и занятий по экологии
в группе «Капризка» возраст 3 – 5 лет. Воспитатель - Иванова Л. В.
Тема: «Экологическая тропа для малышей!»
«Окружающий мир - бездонный кладезь загадок, тайн, интересных открытий. И в любой своей деятельности - игре, обучении - ребёнок стремится познать новое. Важно не пропустить момент заинтересованности ребёнка тем или иным явлением, не дать угаснуть естественной любознательности».
Публикация «Годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и занятий по экологии с детьми 3–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи :
• Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
• Воспитание бережного отношения к живой природе.
• Формирование элементарных представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
• Выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе).
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.
Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Формы и методы работы с детьми разнообразны : это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке; ведение различных календарей; занятия (простые и комплексные); целевые прогулки, экскурсии; игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Работа по темам:
1. Мироздание (Вселенная).
2. Вода.
3. Воздух.
4. Почва и камни.
5. Сезоны.
Экологические праздники :
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля – Международный день птиц.
22 апреля – Международный день Земли.
22 мая – Международный день биоразнообразия.
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
4 октября – Всемирный день животных.
Развивающая среда: Природный уголок, уголок экспериментирования, дидактические игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, познавательная детская литература и дидактическое лото на экологическую тематику.
Методическое обеспечение:
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа».
«Мозаика – синтез» - 2014 г.
Володина Н. В. «Знакомлюсь с окружающим миром. Для одарённых детей 3 – 4 лет». Москва, издательство «Эксмо» - 2017 год.
Мезенцева В. Н., Власенко О. П. «Комплексно – тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Комплексные занятия на электронном носителе. Все группы, изд. «Учитель» - 2015 год.
О. А. Соломенникова. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012г.
Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет, Мозаика-синтез - 2010г.
Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4 – 7 лет». Мозаика-синтез – 2012г.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» Академия – 2000 г.
Журавлёва Л. С. «Солнечная тропинка». «Мозаика – синтез» - 2006 г.
Скоролупова О. А. «Вода». Москва «Скрипторий» – 2010 г.
Рунова М. А. «Ознакомление с природой через движение» - интегрированные занятия. «Мозаика – синтез» - 2006 г.
Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках». Владос – 2001 г.
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». ДЕТСТВО – ПРЕСС -2007 г.
«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель - 2011 г.
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений» - ТЦ Сфера – 2003 г.
Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду». Сфера - 2006 г.
Географический атлас для детей «Мир и человек».
Комратова Н. Г. «Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром» «Сфера» - 2005г.
Мультимедийная картотека:
№9 ЭКОЛОГИЯ
• Вода.
• Воздух.
• Ветер.
• Снег.
• Вода везде.
• Круговорот воды в природе.
• Волшебница вода.
• Значение воды в жизни человека.
• Где спрятался воздух.
• Русское поле.
• Аквариум.
• Детки с ветки.
• И другие…
Карта мира для детей.
Книги и иллюстрации на экологическую тему.
Рабочие тетради для детей «Добро пожаловать в экологию!»
Материально – техническое обеспечение:
Компьютер.
Телевизор.
Глобус.
Природный материал для экспериментирования.
Костюмы.
Атрибуты для игр.
План мероприятий :
Сбор и анализ литературы по данной теме. Создание условий для организации экологического пространства в помещении группы. Проведение родительского собрания. Составление плана со специалистами. Приобретение родителями рабочих тетрадей для детей: «Добро пожаловать в экологию».
Тема месяца Группа «Капризка»
Осень -
«Дары Осени» Итоговые мероприятия:
4 октября – Всемирный день животных.
1. Развлечение: «По лесным дорожкам!».
2. Досуг: «Волшебница, Осень!».
3. Спортивное экологическое развлечение : «Что мы знаем о природе?»
Сентябрь Мини проект: «Пчёлка мёду принесла!»
1. Знакомство с «фенологическим деревом» (по сезонам).
Наблюдение «Все цветы разные».
2. Занятие : «Морское путешествие с Чевостиком».
3. Презентация: «Тайны морей и океанов».
4. Опыты с водой (вода пресная - солёная).
5. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Грибная полянка».
6. Стихи.
7. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Октябрь 1. Комплексное занятие «К ребятам приходит Айболит».
Наблюдение «Домашние животные».
2. Презентация «Как дикие животные к зиме готовятся».
Дид. игра: «Мама и детёныши».
3. Игра: «Ферма».
М. ф. «Мама для Мамонтёнка».
4. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Построй домик для животного».
5. Стихи.
6. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Ноябрь 1. Занятие : «Что нам осень принесла».
2. Игровая деятельность : «В саду или в огороде…»
3. Презентация: «Соберём урожай».
4. Презентация: «Аквариум». Рисование: «Аквариум для рыбок».
5. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Собери растение».
6. Стихи.
7. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Зима -
«Новогодняя ёлочка» Итоговые мероприятия:
1. Театрализованное представление «Тянем – потянем, не вытянули ёлку!».
2. Развлечение «Новогоднее приключение зверей на лесной опушке».
Декабрь 1. Наблюдение : «Деревья и кустарники зимой».
2. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Зимние запасы».
3. Экскурсия вокруг ДОУ: «Хвойные деревья рядом с нами».
4. Презентация ««Ёлочка – зелёная иголочка!», нетрадиционная техника рисования, природный материал – еловая шишка.
5. Занятие «Детки с ветки». 5. Дежурство в уголке природы.
6. Экспериментальная деятельность : «Почему растаяла Снегурочка?»
7. Стихи.
8. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Зима -
«Экологическая тропа зимой» Итоговые мероприятия:
1. Развлечение: «В гости к деду Природоведу!».
2. Спортивное экологическое развлечение : «Ушастые животные».
Январь 1. Беседа «В гости к деду Природоведу».
2. Наблюдение за растениями и домашними животными: Кто поливает растения? Сколько воды им нужно? Как часто хотят пить животные?
3. Занятие : «Стайка снегирей на ветках рябины».
4. Презентации «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы нашего края».
5. Опыты: «Как снег становится водой?», «Разноцветные льдинки».
Игровая деятельность на прогулке: «Украсим каравай для Зимушки-Зимы».
6. «Опыты дома» (советы родителям). Определение свойств снега - чистый, грязный, белый, холодный, искристый.
7. Стихи.
8. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Февраль 1. Видео презентация: «Что пьют птицы и звери зимой в лесу?»
2. Наблюдение за морозными явлениями (иней на деревьях).
3. Игры с водой на дыхание: «Плывёт, плывёт кораблик…».
4. Прослушивание музыкальных дисков с записью шума моря, ручейка.
5. Занятие «Берегите воду!».
6. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Чей след?».
7. Стихи.
8. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Весна -
«Экологическая тропа весной» Итоговые мероприятия:
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля – Международный день птиц.
22 апреля – Международный день Земли.
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
1. Развлечение «Как прекрасен этот мир!»
2. Открытое мероприятие: «Праздник русской берёзки!».
3. Вечер спортивных игр: «Путешествие по реке».
4. Музыкально - игровая программа : «Праздник Воды».
Март Мини проект: «Вода – источник жизни на Земле».
1. С. рол. игра: «Напои гостей чаем!».
2. Наблюдение за водой в природе (испарение). Опыт с кипящей водой в чайнике.
3. Презентации «Живая вода», «Перелётные птицы нашего края».
4. Музыкальная игра: «Капельки»
Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Деревья и кустарники».
5. Занятие «Козлятки выбежали на весенний лужок».
6. Стихи.
7. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Проект: «Красавица русских лесов!».
Апрель Мини проект: «Птицы нашего края».
1. Наблюдения : «Как птицы купаются»,
2. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Гнездовья птиц».
3. Занятие «Перелётные птицы нашего края».
4. Презентации «Космическое путешествие с незнайкой», «Белоствольная берёзка».
5. Занятие «Берёзки просыпаются».
6. Стихи.
7. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Май Мини проект: «Огород на окне».
1. Знакомство с экосистемой и её обитателями.
2. Дидактическая игра: «Посели животное в свою среду обитания».
3. Занятие : «Как живёшь, лягушка?»
4. Игра – опыт «Как растения пьют воду». Проращивание луковиц, зарисовка роста по неделям.
5. Презентации «В гости к хозяйке луга», «Не рвите первоцветы».
6. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Жизнь в семенах».
7. Стихи.
8. Зарисовки в рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию».
Лето –
Июнь 1. Игры в песочнице «Делаем болото для лягушат».
2. Наблюдение за насекомыми.
3. Экологические игры : «Радуга – дуга», «Жук жужжит и встать не может.».
4. Презентация: «Удивительные насекомые».
5. Экскурсия к реке. Презентация: «Что такое река».
М. ф. «Ручеёк».
6. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Бабочки».
7. Стихи.
4. Экологические игры : «Под зонтом», «Тучка и Капельки».
3. Презентация: «Водоёмы»