Ирина Пазухина
Проблемно-игровая технология: детское экспериментирование. Примеры игровых экспериментов
▼ Скачать + Заказать документы
Эти проблемно-игровые эксперименты могут проводиться как самостоятельное занятие, так и его часть с детьми 5-7 летнего возраста. Толчком к началу подобного рода экспериментирования может служить любопытство, удивление, выдвинутая кем-то проблема или трудная ситуация общения между детьми.
Эксперимент «Цветные стекляшки»
Цель: актуализировать эмоциональный опыт детей, учить находить ассоциативные связи между эмоциональным состоянием и цветом.
Оборудование: разноцветные прозрачные пластиковые пластинки; калейдоскоп, черно-белые картинки.
Публикация «Проблемно-игровая технология: детское экспериментирование, Примеры игровых экспериментов» размещена в разделах
Ход эксперимент. Взрослый рассказывает детям, что мир вокруг нас многоцветен и может менять цвета. Произойти это, например, из-за нашего настроения. Когда нам весело, то нам кажется, что все вокруг нас радуется: и солнце, и цветы, и птицы, и люди. Ведущий просит назвать, на что похожа радость и какого она цвета. Возьмите пластинки желтого и оранжевого цветов и посмотрите вокруг себя. Что вы заметили? Другая история бывает, когда нам грустно: все рядом с нами окрашивается в тусклые краски хмурой осени, мы можем представить печальные слезинки дождя. Возьмите серые пластиночки и поглядите вокруг. Что заметили? А теперь положите перед собой эти черно-белые картинки и посмотрите на них через желтые стекляшки. Произошли какие-либо изменения? Далее делается вывод о том, что можно поменять настроение и мир вокруг себя, лишь только этого захотев. (Можно предложить различные способы улучшения настроения.) А сейчас поднесите к глазам волшебный прибор - калейдоскоп. Что вы увидели? (Многоцветные узоры.) Таким же многоцветным может быть наше настроение: мы все когда-то грустим, сердимся, боимся или радуемся. Каждое из этих настроений важно и ценно: они сигнализируют нам и окружающим о нашем состоянии и отношении к другим людям и явлениям.
Эксперимент «Магнит»
Цель: организация психоэмоционального раскрепощения, снятие мышечного напряжения, развитие коммуникативных качеств.
Оборудование: поднос, магнит, железные шарики.
Ход эксперимента. Ребята, смотрите на подносе железные шарики и магнит. Как вы думаете, ребята, что произойдет, если поднести магнит к шарикам? (Он их притянет.) Верно. А сейчас мы с вами поиграем. Вы – железные шарики, которые свободно двигаются по комнате (под веселую музыку). Когда появится магнитик (т. е. прозвучат слова: «Коля - магнитик!») названный ребенок должен остановиться и замереть, а вы все бегите к нему и сильно прижмитесь друг к другу. А теперь пусть каждый скажет, почему Коля притягивает, как магнит, что в нем такого замечательного? (Умеет играть в конструктор; может помочь завязать шнурки; он добрый и не жадничает и т. п. Игра повторяется несколько раз с другими детьми-магнитиками.)
Эксперимент «Камушек в ботинке»
Цель: оказание детям помощи в решении конфликтных ситуаций, преодолении негативных черт характера (агрессивности, замкнутости, нерешительности); обучение детей адекватными способами вербализовывать свое эмоциональное состояние; способствование снижению эмоционального напряжения в группе.
Оборудование: маленькие камушки на каждого ребенка.
Ход эксперимента. Взрослый рассказывает о том, что попавший в ботинок камушек не очень мешает поначалу, но, если его вовремя не вытащить, то постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка. И тогда нам нужно снять ботинок и вытряхнуть камушек. Если же это не сделать сейчас, сегодня, то боль вернется, когда мы снова сунем ногу в ботинок, причем, более сильная, чем вчера. Так маленькая проблема становится большой неприятностью. Далее взрослый предлагает детям проверить так ли это. Каждому я даю камешек. Положите его под пяточку. Что вы чувствуете? (что-то мешает, но не больно). А теперь встаньте? Усилились неприятные ощущения, боль? Попробуйте сделать несколько шагов, что чувствуете теперь? Koгдa мы сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в ботинке маленький камушек. Если мы сразу же не поговорим, то это все может превратиться в большую проблему. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом, предложить способ, при помощи которого можно избавиться от "камушка".)