Елена Родионова
Перспективный план занятий по речевому развитию детей 2–3 лет. Кружок «Первые ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи:
1) Развитие физиологического речевого дыхания (длительный плавный
вдох-выдох, дифференциация носового и ротового дыхания).
2) Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
3) Развитие фонематического слуха.
4) Развитие активного и пассивного словарного запаса, с элементами словообразования и словоизменения.
5) Развитие моторной памяти.
6) Развитие речевой активности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Перспективный план занятий по речевому развитию детей 2–3 лет, Кружок „Первые ступеньки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Игрушки (мягкие, бибабо, демонстрационные картинки (обобщающие понятия, муляжи, игрушки для мелкой моторики и пособия для развития и физиологического слуха, потешки, сказки, рассказы.
ОКТЯБРЬ
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Знакомство с детьми (игрушка кукла Машенька)
2) Развитие воздушной струи : игра «Листопад» (листочки зелёного, красного и
жёлтого цвета).
3) Развитие носового дыхания :
игра «Ах, как пахнет!»
4) Развитие плавного длительного выдоха.
Очень жаркий день-денёчек!
Дунь-подунь, мой ветерочек.
Ветерочек-ветерок,
Дунь-подунь мой ветерок.
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох ртом и наоборот.
2) Артикуляционная гимнастика «Улыбаемся – сердимся».
3) Игра «Узнай по вкусу (запаху)».
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох ртом и наоборот.
2) Артикуляционная гимнастика.
3) Игра «Узнай фрукт». Рассматривание по цвету, по форме, на ощупь, игра «Соберём урожай».
4)Игра «Узнай по вкусу».
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Развитие мелкой моторики : игра «Снег летит».
2) Развитие длительного выдоха. Игра «Подуй на снежинку».
3) Обобщающие понятие «Домашние животные», рассматривание картинок.
4) Игра «Узнай, кто сказал?».
НОЯБРЬ
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Пальчиковая гимнастика:
«Я надул воздушный шарик,
Укусил его комарик,
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я».
2) Звуковая культура речи.
«Ш» и «Ж» по картинкам.
Звукоподражание:
Змейка, гусь, пчела, жук.
3) Потешка с движениями. Умывание:
«Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Артикуляционная гимнастика:
Улыбнулись губки,
Показались зубки,
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись.
4) Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.
Капля - раз,
Капля - два. (прыжки на носочках)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом (темп убыстряется)
3) Узнавать игрушки по описанию: шарик, кошка, птичка.
4) Узнай какой предмет звучит. (бубен, погремушка, кубики).
5) Развитие мелкой моторики и воздушной струи: «Я надул воздушный шарик».
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Развитие артикуляционной моторики.
«Э» -как мишка вы пропойте,
Ротик широко откройте.
Вместе с Мишенькой играем,
И по комнате гуляем
Как Мишутка напеваем: «Э»
2) Развитие мелкой моторики :
«Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту жмём, жмём,
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трём, трём.
5) Развитие плавного длительного выдоха: губы трубочкой:» У…». Чей паровозик
дольше гудит?».
4) Развитие фонематического слуха:
а) Звук мятой бумаги.
б) Стук ложки по чашке
5) Различение форм единственного и множественного числа существительных:
Покажи окно-окна, колесо-колёса и т. д.
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Упражнение на дыхание: «Приятный запах»
2) Упражнение на развитие артикуляционной моторики «Слоник»
На слонёнка погляжу,
Губы хоботом сложу
На слонёнка погляжу,
Губы хоботом сложу.
3) Мы капусту режем, режем… (пальчиковая гимнастика)
4) Развитие фонематического словаря:
-переливание воды;
-ножницы режут.
5) Развитие понимания речи по сюжетной картинке. Покажи, где мальчик катается
на велосипеде, где девочка поливает цветы и т. д.
Покажи, кто сидит, кто катается.
6) Различать основные цвета: «Найди пару»
Красный шарик и кубик
Жёлтый-?
Зелёный?
ДЕКАБРЬ
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Приятный запах.
Носом вдох, ртом выдох.
2) Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «Зайка», «Ушки на макушке, а зубки на губке».
6) Развитие мелкой моторики :
Варим, варим щи,
Щи у мамы хороши. (круговые вращения кулачками в одну и другую сторону).
4) Развитие понимание речи :
Показать: чем мама режет хлеб, чем ты ешь суп, чем мы расчёсываем волосы.
5) Основные цвета: построим башню.
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
1) Развитие дыхания и воздушной струи «Мотылёк»
«На лугу мотылёк летает, красный мотылёк взлетает» и т. д.
7) Артикуляционная моторика
Упражнение «Ветер» :
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел,
Ручку к шейке прижимай,
Голосок подключай.
2) Развитие мелкой моторики
«Пила, пила, пили живей,
Мы домик строим для друзей.
3)Понимание речи по картинке «Зимние забавы»
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ
1) Подуть на снежинку (развитие воздушной струи)
2) Артикуляционная гимнастика: звук «П», упражнение «Рыбка»
«Открывает рыбка рот, да не слышит, что поёт» (звук «П»)
«Воздух в носик надувайся
«П» сквозь губы прорывайся.
3)Развитие слухового внимания : бубен-громко: дети хлопают в ладоши,
Бубен - тихо: дети машут руками.
4) Картинка «Зимние забавы» : рассматриваем одежды, кто что делает
5)Развитие мелкой моторики «Наряжаем ёлочку».
ЯНВАРЬ
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Развитие воздушной струи : дуем на ваточку с ладошки «Снег идёт»
2) Развитие артикулярного аппарата –Б-
-Б- легко произнести.
3) Чтение потешки с показом движения «Укачиваем куклу».
Баю-баюшки-баю
Баю куколку мою!
4)Чтение «Маша обедает»
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Развитие воздушной струи : «Подуем на ватку, подуем на пальчики»
2) Звук «т»
Кто же так стучит тук-тук, язычок наш верный друг.
3)Узнать звук бубна среди остальных
4) Пальчиковая гимнастика:
Мы фонарики зажжём
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорожку освещают.
5)Расширения словаря.
«Что бывает зимой» (по картинкам).
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ.
1) Развитие воздушной струи : «Я надул воздушный шарик»
2) «Фонарики» - см. предыдущие занятия.
3)Развитие артикулярной моторики.
«Мы построить дом хотим,
Молоточки мы возьмём,
Дружно гвоздики возьмём,
«Д» легко произнеси,
Голосок свой подключи
Д-д-д-д (ладонь на горло)
4) Расширение пассивного словаря: «Домашние животные». (картинки.)
Кошка: кто это, как голос подаёт, какую пользу приносит? И т. д.
5)Чтение Чарушина «Кошка».
ФЕВРАЛЬ
Первое занятие :
1) Дуем на ватку на нитке – развитие воздушной струи.
2) Звук «м» - формирование звукопроизношения
3) Домашние птицы: кто как кричит – развитие фонематического слуха, звукоподражания.
4)Развитие мелкой моторики, дидактическая игра
Строим забор для птичьего двора:
Взлетел петух – закричал: «Ку-ка-ре-ку!»
5)Чтение сказки «Курочка Ряба»
Разрезная картинка: «Яйцо» - собрать в одно целое.
Второе занятие.
1)Развитие воздушной струи : сдуем колобка с ладони.
2) Закроем и откроем воротики: вдохнули через нос, выдыхаем через рот на ладошку (тёплый воздух).
3)Улыбаемся – артикуляционная гимнастика.
4) Повторить чтение: «Курочка Ряба».
5)Рассматриваем картинки «Домашние птицы».
6)Показ – петух.
- части тела;
- чем питается;
- где живёт;
7) Соберём пирамидку.
Третье занятие.
1) Развитие воздушной струи : носиком вдохнули: «холодный ветерок», ротиком вы-
дохнули «холодный ветерок»,
2) Пальчиковая гимнастика. «Фонарики» (повтор)
3) Развитие чувства ритма :
Хлоп, хлоп, хлоп.
Топ, топ, топ.
Шлёп, шлёп, шлёп.
На носочки и на пятки
И достанем до лопатки.
4) Развитие слухового внимания. Подскажи словечко. Наша Таня громко плачет».
Заучивание стиха:
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шёрстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
5) Строим забор для лошади.
Четвёртое занятие.
1) Подуй на ладошку: развитие воздушной струи.
2) Спой песенки: развитие фонематического слуха.
А___ укладываем куклу спать;
ТУ___ паровозик;
О___ песенка ослика;
И___
3) Мелкая моторика «Капуста» (повтор).
4) Домашние животные и детё ныши: как голос подают.
5) Развитие чувства ритма :
Хлоп, хлоп, хлоп,
Топ, топ, топ,
Шлёп, шлёп, шлёп.
Правой ручкой покручу,
Левой ручкой по плечу.
На носочки и на пятки
И достанем до лопатки.
МАРТ.
Первое занятие.
1) Развитие слухового внимания. Песенка паровозика «Ту-ту» (далеко-близко)
2) Вдохнули и выдохнули и наоборот – развитие воздушный струи.
3) Корова – домашнее животное.
Части тела, чем питается, детёныши, как голос подаёт.
4) Узнавание по контуру домашних животных.
5) Я надул воздушный шарик. – развитие мелкой моторики (повтор).
6) Чувство ритма:
Хлоп, хлоп, хлоп и т. д. (повтор).
Второе занятие.
1) а) повтор – паровозики: далеко – близко.
б) игра на развитие слухового внимания : «Солнце или дождик»
-бубен звенит (дети показывают руками «фонарики»,
-бубен стучит (дети накрывают голову руками)
2) Собака – игрушка: рассматривание:
Беседа: «Части тела».
Как голос подаёт.
Где живёт.
3) Развитие мелкой моторики.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Пироги мы испечём.
4) Разучивание потешки.
Вот наш Бобик,
Славный пёс.
Белый лобик, чёрный нос, гав-гав.
Пёсик Бобик, лапку дай,
Сядь на коврик и не лай!
Тсс
6).Рассматривание картинок «Собака» - большая и маленькая в сравнении.
Третье занятие.
1) Развитие воздушной струи.
2) Развитие артикулярного аппарата – с-
Насос: Губки улыбаются
Зубки появляются
Воздух ротиком вдыхаем,
Мы в насос сейчас играем: -с-с-с.
Выдыхаем воздух на ладошку.
3) Развитие мелкой моторики.
Весна
Возвращаются скворцы (машут руками)
Наши старые жильцы (наши жильцы)
Воробьи у лужицы (стучат пальцами по ладошке)
Шумной стайкой кружатся. (машут руками как крыльями)
4).Чтение Чарушина «Чайка»
Четвёртое занятие.
1) Развитие дыхания – султанчики.
2).Развитие артикуляционного аппарата:
«Тёплый воздух выдыхай.
Свои ручки согревай».
3) Дидактическая игра: «Угадай кто кричит?» Собака – показ картинок и т. д.
Назовём ласково – собачка и т. д.
4) Развитие мелкой моторики : гимнастика «Весна». См. пред. занятие.
5).Чтение Чарушина «Курочка»
Рассматриваем картинки.
АПРЕЛЬ
Первое занятие.
1).Развитие мелкой моторики.
Смотрит солнышко в окно (разжимаем и разжимаем пальцы).
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
2).Дидактическая игра «Чей голос?» (без картинок, повтор)
3).Развитие воздушной струи : «Я надул воздушный шарик» (повтор)
4). Чтение стихотворения:
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах висят серёжки.
На голове гребешок.
Вот такой он – петушок!
Рассматривание «Петушка».
Второе занятие.
1). Игра: «Кто идёт?» (цапля и воробей)
Цапля идёт важно – бубен стучит медленно
Воробей прыгает – бубен стучит быстро)
2).Развитие темпа и ритма.
Повтор: та-та-та потеряли мы кота
та-та-та – где же нам найти кота?
Молоточки стучат – да-да-да
Строят дом для ребят – да-да-да.
3) Рассматриваем картинки: «Угадай скаку».
4) Показ сказки «Репка» на фланелеграфе.
Третье занятие.
1).«Что звучит?»- развитие слухового внимания.
Бубен, барабан, бумага.
2). Качели – развитие артикуляционного аппарата
Руки вверх – язык вверх
Руки вниз – язык вниз.
3).Пальчиковая гимнастика «Колобок».
(катаем в руках)
4) Рассматриваем картинки «Весна»
- как одеты люди, что происходит с природой.
5). Чтение стихотворения:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною, в гости к нам летит.
Четвёртое занятие.
1). Артикуляционная гимнастика. «Футбол».
2). Чтение, рассматривание картинок
Воробей с берёзы на
Дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик – чирик!
Вот журчит в канаве
Быстрый ручеёк,
И не зябнут лапки –
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки-
Прыг-прыг-прыг!
Вылезут букашки-
Чик-чирик!
2).Развитие чувства темпа, ритма.
Я по лужицам шагаю,
В лужу ножкой наступаю
Шлёп-шлёп-шлёп
Принесла вода потоп.
3). Беседа: «Заяц – дикое животное»
Пятое занятие.
1).Развитие речевого дыхания «Весной расцвели цветы»
Ах, как пахнут!
2).Артикуляционная гимнастика. «Лопаточка», «Иголочка», «Футбол», «Качели»
3).Развитие мелкой моторики :
«Солнечные лучики» - все пальцы в кулаке, потом вряд
4). Развитие артикуляционного аппарата: «Лошадка» и ___ «цокает язык»
5). «Дикие животные» - картинки – повторение.
6) Показ сказки «Теремок» на фланелеграфе.