Марина Кравченко
Малый сборник игровых заданий Е. Ешулешко
▼ Скачать + Заказать документы
Сторонники социо-игровых подходов к педагогике отличаются крайне настороженным отношением к таким словосочетаниям «цель задания», задача урока. Авторы исходят с позиций полного отказа от упрощенно-оптимистического представления о цели задания или занятия.
Каждое задание сначала является обучающим, затем развлекательным, потом творческим….
5 группировок социо-игровых заданий-упражнений :
1-«рабочего настроя»;
5-«вольные»;
2-«разминка-разрядка»;
3-«социо-игровое приобщение к делу»;
Публикация «Малый сборник игровых заданий Е, Ешулешко» размещена в разделах
4-«творческого самоутверждения»;
1. «Рабочего настроя»- игровые задания, которые имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающее общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе рабочего настраивания должны быть ликвидированы страх, скандальный спор, враждебная настороженность и нежелание работать вообще.
3. «Разминки- разрядки»- принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного, несерьезного выигрыша, в заданиях доминирует механизм психологически эффективного отдыха.
2. «Социо-игровое приобщение к делу» - игры-задания, которые могут быть нагружены учебным материалом, - учить что-то различать, что-то запоминать, выполнить.
4. «Творческого самоутверждения»- специфика в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.
5. «Вольные» (на воле)- требуют достаточного простора и свободы передвижения.
Буквы-загадки - ведущий стоит спиной, пишет по воздуху буквы плечом, головой, ногой, коленкой. (короткие слова - яд, кот, хор)
Буква-хоровод – ведущий пишет задуманную букву, хоровод змейкой прописывает букву, тренировка согласованности в коллективной работе.
Строим букву - группа детей строит из себя букву-пирамиду, другие зарисовывают, отгадывают.
«Волшебная палочка» - количественный счет, увеличить число на 1,2 единицы; сказка - персонаж, например, бежит – собака, ручей, девочка, дорога.
Варианты:
- обязательное условие: глядеть в глаза друг другу; передающий взглядом ждет, отвечающий - успокаивает или удивляет;
- говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов- если кто-то ответил бы точно так же –встают (например, 2+3=).
- Трубочист - черный, мяч- круглый, небо- голубое… .
«Воробьи- вороны».
2 команды - друг против друга (визави)
Вороны- воробьи, та команда, которую называет ведущий - ловит (салит, другая убегает (до определенной черты. Ведущий медленно говорит «во-ро-) – в этот момент готовы и убегать и ловить обе команды. Этот момент противоречивой готовности и важен в упражнении. Итог игры. Игра в парах, до команды «замри».
«Встать по пальцам» - ведущий спиной, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках, вслух считает до трех, произносит «Замри» - поворачивается – должны стоять столько детей – сколько пальцев. Каждый ребенок внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении заданий, нацеленность каждого на общий результат. Очень активных можно в команду «судей», которые следят за командой «Замри».
«Выход ряда» - выходят на скорость, без шума – физкультурные минутки
«День наступает – все оживает,
ночь наступает – все замирает»
1.- застывают в причудливых позах,
2.- замереть «в общем деле», например, Сбор урожая, муравейник, тренировка в бассейне.
3.- ситуация, задания- цирк. Вокзал, зоопарк…
Детские стихи по ролям
Например, «Телефон»- низкий, высокий голос, интонация.
«Живой алфавит»- у всех детей буквы, дается слово – выходят дети с буквами и выстроенное слово.
«Животные».
«Где (кем) мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» - отгадать по действиям. Играть животных – одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства (вера, смелость, игра, наблюдательность).
«Заданная поза» - перечисляется, описывается расположение частей тела, принимаются «оправдания» - рвет ягоду, ласкает кошку; м. б. введен взгляд.
«Заданные обстоятельства» - обыграть всем своим поведением «дождь», «холодно», «устали». (Если в группе все будут выполнять задания одинаково, то это значит, что представления у детей упрощенные и стандартные («Устали» - бурлаки, устал плакать ребенок, устала рука).
«Замри» - в любое время – многообразие поз открывают особенности внутренней жизни каждого. Очень важно добиться от всех смелости и умения «замирать» молниеносно, сразу по команде, Умение остановить себя – залог организованности и дисциплинированности.
Динамика игры :
-овладеть техникой «замри» в разных ситуациях: при движении, речи, письме…
-для переключения видов работы
-обсуждение смысла и содержания дел, которым был занят каждый из застывших.
-«статуя» - застывшая поза, незаметное дыхание, неподвижный взгляд. Другие могут «стирать со статуи пыль», «протирают». Терпение, мужество, тщательное внимание и помощь.
«Замри- запомни, повтори, «Оживи».
Запомнить позу, повторить, «оживить», оправдать позу (замер во время бега, а оправдал новым делом.
«Знаки препинания»- записать знак, услышанный в речи исполнителем. Разговор на тарабарском языке (каля - маля, на цифрах.
Игра по рассказанным ситуациям.
Один рассказывает интересную смешную историю, другие вопросами воспроизводят детали, подробности - воспроизведение ситуации. Освоение особого языка – языка действий - позволяет фиксировать и осмыслять своеобразие поведения (своего и окружающих).
«Команды – загадки»- ряд движений, составляющих задуманное, но не называемое действие.
«Кто это? Куда? Когда? Зачем?»
(предлагаемые обстоятельства)
Как обсуждение увиденного, так и фантазирование – две полезные формы в театрально- творческом и общем воспитании детей. Например, «Человек идет» - кто это? Куда идет? Когда? Зачем?
«Летает – не летает» - внимание.
«И так, и этак»- парашютист, акробат… - придумать движение.
-«Растет - не растет»,
«двигается – не двигается»,
-«Больше или меньше»,
-«Живое - не живое».
«Ловить зверюшку» - исполнитель выполняет действие до тех пор пока большинство зрителей не встанут со своих мест в знак того, что они увидели, кого ловит исполнитель (кузнечика, курицу, бабочку, чужую кошку, своего котенка, козу, поросенка). Дом. Задания.
Память физических действий.
(открыть сумку, одеть куклу, забить гвоздь, парные задания – нести ведро, бревно). Память работы пальцев, всего корпуса, переключение мускульных напряжений во всех частях тела; способность к театральному искусству. Тренировка на реальных предметах. Отгадывают, советуют и оценивают, дают название.
«… на 5 органов».
Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – внимание на работе каждого из органов чувств проявляется в поведении человека. Увидел, почувствовал запах подгоревшего молока, аромата цветов, попробовать на вкус.
Персонаж (Дюймовочка, Карабас…- видит, нюхает, осязает, пробует на вкус).
Задумать персонаж, достать билетик, на котором нарисовано (нос, глаз, рот, ухо, пальцы).
«Неиспорченный телефон».
Слово, трудное слово, словосочетание, Ф. И. О., скороговорка (считалка, слово на иностранном языке.
«Одно и тоже по-разному»
Например, сидеть: у телевизора. На концерте, в автобусе, на занятии.
Сначала «дело» - ходить, сидеть, размахивать руками, слушать, командовать.
«Одновременность» - П\гр. Детям дается задание собраться и одновременно без всяких команд, например, хлопнуть, поклониться, поднять руки, подпрыгнуть.
Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Социо-игровой подход помогает научиться и тому, как работать сообща.
«Озвучивание иллюстрации, картины, диафильмы.
- Исполнить разные партитуры (шум леса, голос кошки, песня бабушки, вой ветра, стук колес,).
- Сыграть диалог-знак. текст, придумаем сами.
«Озвучивание паузы», «Пауза для трех».
«Актер познается в паузе». Пауза-момент, когда готовятся слова, самый важный кусок, в течение которой происходит переключение с одной цели на другую. Дети осваивают понятие о наполненности поведения на сцене внутренней жизнью.
- Угадать слова, которые могли бы сказать действующие лица.
-
«По правде и понарошку»
Наблюдательность, способность находить объяснение - оправдание всем особенностям поведения человека, в данных обстоятельствах занятого данным делом. Сравнение и сопоставление того, как мы «играем» ситуацию в том, как она реализуется, на самом деле- необходимая ступень в развитии игровой культуры.
«Прятки понарошку»
По правде и понарошку. 3 вида бега:
Убегать, догонять, бегать.
«Искать иголку» (Станиславский)-
показать разницу, как искал по правде и как понарошку.
«Помощь в превращении»-
дополнить превращение товарища,
например, стул-мотор для автобуса - пассажиры, слесарь, кондуктор…
«Превратился сам» - п\гр детей (3-6) предлагается «превратиться» в кусты, деревья, цветы, игрушки, инструменты, овощи, хлеб…Мы входим в (пауза, собирается внимание) …спотр. магазин Раз – два – три…Каждый изображает предмет, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. Тренируется смелость, память, фантазия, изобретательность.
«Превращение комнаты» - например, лес, вокзал…
- начальные пробы
- обсуждение получившегося
- составление плана-заказа-задумки с перечнем необходимых дел и участников
- осуществление замысла
- вычленение драматурга, режиссера, актеров, зрителей
«Превращение предмета» -
Любой предмет из обихода предлагается «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через движения, действия.
- превращение и словесное определение
- продолжение до момента всеобщего понимания
- превращение предмета с дополнительным заданием на логику действий (ночью, в жару)
«Равномерно занять группу» - п\гр детей распределяется на равном расстоянии друг от друга, заняв всю свободную площадь. Запрещено общаться словами, жестами взглядом, каждый ребенок принимает решение самостоятельно.
«Разведчики» (связаться глазами с партнером)
Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в группе, нельзя пользоваться жестами, словами, только ловить взгляд так, чтобы связаться глаза в глаза. В парах поменяться местами, встать, задать вопрос…
«Рассказ- рисунок о том, что вижу».
Описать то, что у воспитателя находиться за спиной, за окном (один стоит спиной к окну) – 3 мин. Описание должно быть понятным, четким, связным и по правдашним. Слушавший отчитывается о том, что он себе представил, после этого поворачивается и рассказывает как бы сделал он сам.
«Речь на цифрах» (история в цифрах, изложение, сочинение историй, вольный перевод)».
Воспроизвести речь не словами, а с помощью тарабарского языка, цифр или чисел – значение интонационного звучания речи. Смысл – как произнесены, а не какие слова («Колобок»). Ведущий иностранец, дети – переводчики, судьи- оценивают переводы.
Высокий – низкий голос, прямая авторская речь.
«Руки – ноги».
«Слова на одну букву».
«Здесь вокруг нас …», «я вижу…», «на пароход грузили …» - активизирует память.
«Слушать за окном, за дверью» - прислушаться, перечислить все услышанное – связать картиной прошедших, но не виденных событий. Умение связывать разрозненные реальные факты в единую оправданную сюжетом картину.
Составление набора «так и не так».
Любое «нарушение вежливости» - противопоставить позитивный пример, свобода в выборе сюжетов. Хорошо играя плохое поведение, ребенок освобождается от такого поведения.
«Стою, на кого-то смотрю» - тот, на кого смотрит ведущий, встает, «спасибо, садись» - завершается задание (избегает взгляда, застенчивый).
«Стулья» - п\гр по команде «Приготовились! Пожалуйста!» - одновременно встает, подняв стулья, ставят в виде какой-нибудь фигуры. Запрещено разговаривать, командовать. Поставить стулья – одновременно сесть. Высокий уровень внимания друг к другу, слаженности действий.
«Тише едешь – дальше будешь» - 1,2.3…»Замри». Дети подбегают к ведущему, стоящему к ним спиной, дотрагиваются до плеча (осаливают, после команды «Замри» - останавливаются. Ведущий поворачивается – замечает шевелящихся детей, отсылает их за черту. Медленный, быстрый счет, медленно считать – быстро бежать, быстро считать – медленно идти.
«Тумба, тумба, где ключи!» - «Вон там» - дети находятся в очерченных кругах, на стульях, в обручах и т. д. – после слов, как только ведущий отбегает, дети меняются местами. Контактность общения и бесконфликтность.
«Ходить след в след» - ставить ногу только в освободившийся след всей п\гр – например «болото», через ручей по камням.
Евгений Евгеньевич Шулешко.
Научное исследование формирования культуры дошкольного детства, это новое осмысление дошкольной дидактики, современное видение позиции взрослого на процессы воспитания и обучения дошкольника. Новый подход применим к любой частной методике, дошкольной дидактики, к общей организации педагогического процесса.