Бадретдинова Венера
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и былин
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и былин»
В 2019-2020 учебном году изучать тему: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и былин»
Актуальность работы заключается в следующем:
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и былин» размещена в разделах
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире.
Для решения этой проблемы мной была выбрана тема по ознакомлению детей с русскими народными сказками и былинами. В моей работе именно сказки и былины рассматриваются как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
1. формировать позитивное отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
2. развивать творческие способности через ознакомление с русскими народными сказками;
3. воспитать патриотические чувства посредством русских народных былин;
4. формировать готовность детей проявлять совместное сострадание и радость;
5. знакомить детей с основными занятиями людей в древней Руси.
Можно выделить следующие этапы работы над темой:
1. Формировать представления у детей об основных героях и содержании русских народных сказок и былин о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси;
2. Формировать умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы;
3. Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
4. Обеспечить создание условий для целенаправленного взаимодействия с семьёй и специалистами;
5. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе создан уголок «Моя Родина – Россия», он знакомит детей с Родиной, в которой ребенок родился и вырос. Изучение темы начала с подбора русских народных сказок и былин : «Теремок», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.
В октябре в группе был организован конкурс детских рисунков «Любимые герои сказок и былин».
В феврале разработала конспект ООД с детьми: «Наша Родина - Россия».
В течение года было организовано чтение русских народных сказок и былин с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам и былинам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение с воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также в течение года проводились дидактические игры такие как «Угадай сказку!» «Герои русских былин» и т. д.
Дети учились пересказывать фрагменты в произведении, закрепляли их названия.
В марте была организована драматизация русской народной сказки «Теремок».
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России», «Сказка в развитии речи детей», «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». Очень интересно прошёл конкурс совместного творчества родителей и детей «Мамин портрет».
В мае проведена работа над отчётом о проделанной работе.
В работе использовала следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин);
-словесный метод (коллективное чтение);
-игровой метод (игры-драматизации, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод (звукоподражание, имитация действий).
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл, былин;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.