Алина Будыльская
Гигиена детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гигиеническая организация сна
ЦНС детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется.
Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка.
Во время сна у человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) работают менее интенсивно, а центры, ведающие движением тела, при нормальном сне полностью заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.
Публикация «Гигиена детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение детей.
Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1-1,5 часа больше.
Лучшее средство для быстрого засыпания – свежий, прохладный воздух – проветривание.
Во время сна ребенок не должен лежать укрытым одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. На подушке лежит только голова. Детям вредно лежать на одном боку. Длительное пребывание ребенка в одном и том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.
Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и тоже время. Недопустим яркий свет, громкие разговоры и др. помехи.
Очень важно, чтобы дети спали на своей кроватке, т. к. сон с другими детьми или со взрослыми не создает полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями и т. д.
Гигиена питания
По мнению специалистов, формула здорового питания представляет собой сумму трех равнозначных слагаемых: финансовых возможностей семьи, ассортимента пищевых продуктов и уровня образования в вопросах рационального питания.
Основа рациона питания детей -- соблюдение суточной потребности в основных пищевых ингредиентах.
В питании ребенка значительное место должны занимать продукты моря: рыба, морская капуста, а также морские беспозвоночные (гребешки, мидии, кальмары, креветки, трепанги). В них содержится большое количество йода и марганца, других микроэлементов, необходимых для нормального роста и развития организма ребенка.
Необходимо с раннего возраста приучать детей к ограниченному потреблению соли, сахара. Рацион питания детей должен содержать достаточное количество овощей и фруктов.
Режим питания
Дети должны кушать в одни и те же часы.
Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не завтракал дома потому, что аппетит снижается, и ребенок в детском саду не завтракает.
Потом в обед кушает с добавками и переедает, снова не ест в полдник. От такого нерегулярного питания ребенок отстает в весе, работоспособность его уменьшается (ухудшается).
Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Иногда это бывает, когда ребенка кормят против его желания, или слишком горячая пища или резкие замечания во время еды.
Важно создать спокойную, доброжелательную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение. Это способствует лучшему перевариванию пищи.
Гигиеническая организация бодрствования детей
Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др., долго не чувствуют утомления.
В других случаях короткие, но не правильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка и привести к быстрому утомлению.
Учитывая это при организации бодрствования ребенка, необходимо строго соблюдать гигиенические требования.
Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а так же его жизненный опыт.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей от 3 до 7 лет в течение дня, строится на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984 г.).
Количество учебных занятий в неделю:
В младшей и средней группах - 10
В старшей - 15
В подготовительной к школе - 19
Продолжительность одного занятия:
В младшей группе не более 10-15 мин.
В средней - 20 мин.
В старшей - 20-25 мин
В подготовительной к школе - 25-30 мин.
Во всех группах в середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5-2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями – 10-12 минут.
Нельзя в один день проводить занятия гимнастикой и лепкой. При такой организации занятий дети перевозбуждаются, утомляются, настроение и самочувствие их ухудшается.
На самочувствие сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость, осанки.
Для выработки правильной непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться.
В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдаться тишина.
Наглядность должна быть яркой реалистичной, видна каждая деталь без напряжения на расстоянии не менее 8 метров. Формат рисунков 32х21 см.
Объяснения не должны быть многословными (во 2-й младшей группе – не более 2-3 мин., в средней – 4-5 мин. И в старших – 5-7 мин.).
Во время занятий с детьми до 5 лет не рекомендуется их торопить, требовать быстрого окончания работы. Это может вызвать излишнюю нервозность. В старшей и подготовительной группах можно минут за 5 до конца занятий напомнить о том, что время занятий истекает.
На занятиях рисованием прежде всего следует научить ребенка правильно держать в руке карандаш и пользоваться им. В начале обучения рисованию не рекомендуется предлагать детям штриховку больших изображений, так как это утомляет руку. К 5-6 годам штриховку можно увеличить.
Прогулки
Ребенка необходимо приучать к прогулкам в любое время года.
Для детей после 6-ти месяцев она является оздоровляющим средством, но имеет и большое воспитательное значение, ведь дети во время гуляния получают множество разнообразных впечатлений.
Малыш, умеющий ходить встречается с разнообразными препятствиями, преодоление которых способствует развитию ловкости, сообразительности, смелости.
Для прогулок важно правильно одеть ребенка, в холодное время одежда должна быть легкой, теплой, удобной, не стеснять движений.
Игры
Игра в жизни ребенка – это средство развития. В игре формируются основные движения – хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба.
Игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательности, памяти, выработки определенных норм поведения.
На втором году жизни поощряется игра с другими детьми, подражание другим. Детям предлагают картинки для рассматривания.
На третьем году жизни игры должны быть разнообразными и сложными: с песком, водой, посудой, мебелью.
Учебные занятия на 2-3 году жизни проводятся в виде десятиминутной игры. Игра в дошкольном возрасте продолжается 20-30 мин, но проводится несколько раз в день. Она должна развивать речь, обучать счету и т. д. У дошкольников игра занимает до 5 часов в сутки. Школьники могут регулировать свой отдых сами.
В 15 лет подростки в состоянии приступить к профессиональному обучению, вырабатывая рабочие навыки.
Режим должен соответствовать биологическим ритмам организма, которые могут повысить работоспособность.