Елена Кузнецова
Принципы организации игровой деятельности в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы организации игровой деятельности в свете ФГОС
ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. «Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе игровыми. Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Публикация «Принципы организации игровой деятельности в свете ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Игра - это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
• Произвольное поведение, познавательные процессы
• В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
• В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
• В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Традиционно их классифицируют таким образом:
• Творческие (театрализованные, сюжетно-ролевые, конструкторские)
• Игры с правилами;
• Народные.
По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.
3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.
4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) Совместная игра; 2) Самостоятельная игра детей.
Факторы реализации игры:
• Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности и их игрой;
• Включение всех видов игр в педагогический процесс;
• Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
• Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
• Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
• Перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
• Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Условия успешного руководства игрой:
• Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
• Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.
• Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.
Условия эффективности развития игр:
• Свободное и добровольное включение детей в игру;
• Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, е правила, идею каждой игровой роли;
• Игра должна положительно воздействовать на все сферы е участников;
• Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
• При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
• Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
Обязательные критерии к игрушкам:
• 1. Безопасность игрушки.
• 2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.
• 3. Привлекательность игрушки для ребенка.
• 4. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно- нравственное воспитание).
• 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
В своей работе использую разнообразные игры. Для этого сделала подборку различных игр. Картотека подвижных игр; картотека игр по экологии; картотека игр по развитию речи; картотека по развитию математических способностей; картотека игр по развитию памяти; картотека народных игр; картотека проблемных игровых ситуаций. Картотека подобрана в соответствии с ФГОС и возрастом детей. Использую специальную литературу Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Это большая помощь в работе с детьми. Игры разнообразны и помогают решать различные задачи: социализации, коммуникации, развлекательные, терапевтические, самореализации.