Лучший педагог года

Семинар-практикум «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников»

Татьяна Мантурова
Семинар-практикум «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР

«Мальчики и девочки обучаются по-разному.

Гендерный подход в воспитании дошкольников»

1. Вводная часть. Актуальность (1)

Публикация «Семинар-практикум „Мальчики и девочки обучаются по-разному, Гендерный подход в воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Многие из нас не раз задумывались, как из бессознательного существа всего за два года малыш превращается в человека говорящего, а за каких-то десять или даже пять лет – в человека со сложнейшей психикой. Почему даже в одной семье дети растут такими непохожими? Почему каждый ребенок идет своим путем развития: в разное время появляется понимание речи и само говорение, да еще и говорить-то все начинают по-разному? Почему неодинаково проявляются эмоции: гнев, страх, огорчение, удивление?. Этот семинар – попытка взглянуть на ребенка с разных сторон.

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем

1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

(Реально в природе количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Например: на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика, Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков. И тд.) Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа.

Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины : дома – мама и бабушка, в детском саду – воспитательница («усатый нянь» – это, к сожалению, практически повсеместно несбыточная мечта, в начальной школе – учительница, лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники – мужчины. Не поздно ли?

2. Это еще одна из проблем. В основном педагоги– женщины Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин.

Вопрос: А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У неё другой тип мозга и другой тип мышления. 3. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

Вопрос: Какие же существуют различия между мальчиками и девочками?

Практическое задание «Мальчики и девочки»

(Даны характеристики, вам нужно определить к кому они относятся к мальчикам или к девочкам)

(Затем на доске каждая группа выходит и распределяет свои характеристики в таблице)

Вывод: Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Это следующая проблем

4. Методика обучения больше подходит для девочек

Вопрос: А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду? Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности её ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какое у нас следующее занятие?», а девочки – для установления контакта со взрослым («А вы к нам ещё придете?»). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) – на отношения между людьми.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят обучение таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они на девочек.

Вопрос: Но было ли занятие рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психических функций? К сожалению, нет.

Вопрос: Почему?

По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек

Вопрос: Что делать? Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков

Вопрос педагогам: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе?

Практическое задание: «Участники гендерного воспитания»

( по группам раздать: семья, пед. коллектив, врач, окружение ребенка

Какую роль выполняют в гендерном воспитании?)

Обобщение:

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих педагогических воздействий.

Практическая часть

Давайте вместе попробуем создать гендерное образовательное поле в детском саду

1. МИР ИГРОВЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

2. МИР ИГРОВЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

3. ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

4. ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

Первая группа записывает игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Третья группа средства и игры для создания жизненно - образовательного поля для девочек, четвертая группа для мальчиков. Меняются

Называют по очереди.

Затем

РАБОТА В ГРУППАХ. Педагогам предлагается соотнести, какие игрушки,

какое качество воспитывает.

Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Итак, с чего же мы начнем? Какие направления работы мы выберем?

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

• создание условий для гендерной социализации, овладение детьми моделями полоролевого поведения адекватно возрасту, подготовка в будущем гендерных ролей;

• применение гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения.

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий. Вед. Попробуем это сделать через игру, проведем с вами несколько сценок: Разыграть, ответить на вопросы, обсудить конкретные педагогические ситуации и реальные случаи из жизни. К примеру.

Ситуация № 1 Мама прогоняет своего шестилетнего сына с кухни, когда тот изъявил желание варить с ней суп. «Не мужское это дело, – говорит она. – Ты не девчонка». Какие убедительные доводы можно привести этой маме, чтобы она поняла, зачем мальчику домоводство?

Сценка. Ситуация № 2: ситуация в семье.

Мать:

-Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец: А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну) : Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы подгруппам:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Сценка. Ситуация № 3: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.

-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

-Нет, я их сейчас расстреляю!

Воспитатель : За что же ты их хочешь расстрелять?

-А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы:

1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

Формирование качеств личности.

- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК?

КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?

В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить

три основных периода:

•понимание половых различий; (к 2-м годам, например по одежде,

обнажнных людей не различит)

•осознание своего пола; (к 4-5 годам, рассмется, если ему скажут, что

он превратится в девочку)

гендерная идентификация (к 7 годам и в теч. всей жизни. Это

представление о самом себе как о представителе мужской или женской

группы)

Как же понять, что у ребенка не сформирована гендерная идентичность?

– В. Е. Каган, д. мед. н., президент Санкт-Петербургской Ассоциации гуманистической психологии, считает, что об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:

· предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

· стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

· активно выраженное желание изменить свои пол и имя;

· рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

· стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др

Заключительная часть.

Мы сошлись во мнениях, что существуют качества, которые могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам, как девочкам, так и мальчикам, мы разобрали проблемные ситуации, в которых выяснили, что ключевыми звеньями в гендерном воспитании являются члены семьи и педагоги.

Существуют специальные игры для полоролевого развития, и поскольку проблема эта достаточна свежа, игр таких еще немного, но, тем не менее несколько из них я нашла и они пополнят копилку методических игр, а также хотелось поделится с вами

Рекомендациями «Особенности воспитания мальчиков и девочек».

Публикации по теме:

«Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников» Основные черты характера детей начинают складываться довольно рано, уже в двух - трехлетием возрасте. Так, общительность или застенчивость,.

Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам.

Гендерный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная.

Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников Несмотря на различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования разных стран мира.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников У нашего детского сада наряду со многими другими дошкольными учреждениями одним из направлений является личностно – ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Личностно-ориентированное воспитание дошкольников Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с произведениями живописи» Цель: Закрепление искусствоведческих знаний педагогов, владение приемами и методами, помогающими дошкольнику знакомиться с произведениями.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД»Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения» Цель: способствовать расширению.

Семинар-практикум «Развитие графических умений и навыков у дошкольников с ТНР» У многих детей с нарушением речи при неврологическом и нейропси- хологическом исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников»Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников» Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей: - о воспитании, развитии, дисциплине; - о психологической безопасности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников»
Опубликовано: 19 августа 2015 в 11:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мантурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД