Екатерина Сидорова
Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода проектов
при организации физического воспитания дошкольников
В структуре профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ ведущим, является, владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией. Использование технологии проектной деятельности в образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ позволяет решать основные воспитательные задачи программы дошкольного образования.
Темочки:
В федеральной образовательной программе одной из основных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек и двигательной активности. Определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
Одним из эффективных и актуальных методов как раз и является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.
Термин «педагогический проект» можно определить как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации.
2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Только четко выстроенная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода детства может решать задачу формирования своей философии здоровья. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни: новая организация предметно- пространственной среды, планирование познавательной деятельность детей на занятиях, в быту и в игре и т. п.
Для такого погружения необходима технология формирования КГН, культуры двигательной деятельности, питания, экологической культуры личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение.
Наиболее продуктивно данные задачи может решать технология проектной деятельности в ДОУ.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Он ориентирован на инновацию, а его автор предлагает новые пути в образовательном процессе.
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
1) по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные);
2) по целевой установке (конструктивные, коммуникативные, экскурсионные, повествовательные);
3) по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские);
4) по срокам реализации (мини - проекты; краткосрочные на 1-5 занятий; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. Исследовательско - творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
2. Ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
3. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
4. Практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
5. Творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Используются и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: “Мир спорта»;
- межгрупповые: “Зимняя спартакиада»;
- творческие: “Спорт и искусство»;
- групповые: “Весёлая физкультура”;
- индивидуальные: “Папа, мама, я – спортивная семья”;
- исследовательские: “История олимпийского движения»”.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
III этап - практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
- обобщение и распространение опыта работы.
IV этап - заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Проектная деятельность в образовательной области «Физическая культура имеет ряд отличительных особенностей:
1. Всегда учитываются группа здоровья ребёнка и ограничения в двигательной деятельности, определённые медицинскими показателями.
2. Как правило, это всегда длительный проект, потому что невозможно получить качественные результаты в физическом развитии за короткий срок.
3. Результаты проекта отсрочены во времени и не всегда оправдывают надежды.
4. Освоение знаний, умений и навыков будет затруднительно, если не будет личного примера взрослых (родителей и педагогов).
5. Автоматизация двигательных навыков невозможно без поддержки семьи.
6. Предметно-пространственная среда требует специальных условий (тренажёры, пособия, форма).
7. Проект должен осуществляться под контролем медицинского работника.
8. Работа над проектами по физ. воспитанию чаще всего сводится к интеграции 2-х образовательных областей – «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», причём они становятся приоритетными, а «Физическая культура» фоном, на котором осуществляется проект.
Исходя из требований ФГОС дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, нужно спланировать проект таким образом, чтобы соблюдались принципы данного закона:
- личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- поддержка разнообразия детства;
- реализация содержания в формах, специфических для дошкольного возраста – это игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.
Цель проекта – использовать образовательные возможности, социально - культурный опыт, оздоровление, физическое развитие детей, приобщения их спорту.
Задачи:
1. Создать условия для реализации проекта.
2. Обеспечить методическое и информационное сопровождение проектной деятельности.
3. Организовать взаимодействие всех участников проекта – детей, педагогов, родителей, социальных партнёров (библиотеки).
4. Оценить результативность проекта.
В рамках педагогического проекта в ДОУ, каждая группа может создать свой проект, который соответствует возрасту, потребностям, условиям и возможностям своих воспитанников. Например:
1 младшая группа – «За здоровьем в детский сад».
2 младшая группа – «Быть здоровыми хотим».
Средняя группа – «Жители страны «Здоровье».
Старшая группа – «Мы будущие олимпийцы».
Подготовительная группа – «Юные Чемпионы».
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
1) комплексные: “Мир движений”, “Здравствуй, физкультура”, “Здоровая неделя”;
2) межгрупповые: “Полноценное развитие”, “Мир игр и упражнений”, “Комплексная гимнастика”;
3) творческие: ”Мои друзья”, “У нас в нескучном саду”, ”Любим физкультуру”;
4) групповые: “Сказки о движении”, ”Познай себя”;
5) индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое дерево”;
6) исследовательские: “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели, средней продолжительности, долгосрочные.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Примеры проектов.
Групповой проект «Такие разные мячи».
В ходе реализации проекта по данной теме, дети:
• Вспомнили виды спорта, в которых мяч является обязательным инвентарем
• Поиграли в подвижные игры с мячом
• Попробовали выполнить элементы спортивных игр
• Рисовали на тему «Спортивная игра с мячом»
• Приняли участие в интерактивной игре – викторине «Такие разные мячи»
Мотивационные приемы, которые использовали во время осуществления данного проекта, являлись:
познавательные занятия: «Знакомство с историей мяча, их видами»
физкультурные занятия «Школа мяча» (в виде тренировки)
подбор игр с мячами
организация выставки в группе совместно с родителями
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.
Проект : «Играем вместе или игры детства», который является детско – родительским и в него входят совместные спортивные и подвижные игры.
В ходе проекта, родители рассказали, в какие игры играли в своем детстве, в детском саду, во дворе и показали детям. Дети, в свою очередь познакомили родителей, в какие игры играют они сейчас. Игры были организованы как в помещении ДОУ, так и на свежем воздухе. Также были организованы совместные походы, где дети с родителями катались на тюбингах, лыжах и просто совершали пешие прогулки по лесным тропам и конечно играли в подвижные игры.
Задачи этого проекта заключалась в том,
• чтобы родители помнили, что для детей необходима поддержка во всех начинаниях,
• чтобы мы с родителями были в тесном сотрудничестве и рассказывали о плюсах занятиях физкультурой и спортом,
• были примером и не сравнивали ни с кем
• обязательно поощряли своих детей.
Еще одним из ярких примеров в нашей практике стала организация такого большого и социально значимого проекта в нашей группе, как "Дворовые игры", который организовала одна семья нашего ДОУ. Стартом для его реализации стал проект детского сада: «Играем вместе или игры детства».
Наблюдая, с каким интересом занимаются дети и активно участвуют в разных спортивных мероприятиях, у родителей появилось огромное желание увлечь, как можно больше детей спортом.
Сейчас, по выходным дням, в нашем районе на одном из школьных стадионов, собираются дети и играют в разные спортивные и подвижные игры.
Также эта семья и еще один увлеченный молодой человек создали страничку в контакте, где размещают объявления о встречи, о том в какие игры будут играть, выкладывают фотоотчеты и новости.
Прогноз результата – активизировать двигательную активность у детей и взрослых, создать условия в ДОУ и семье для занятий спортом, повысить уровень физического развития детей.
Работа над проектом осуществляется следующим образом :
- анализ ситуации физической подготовленности воспитанников, условий для занятий спортом в семье и ДОУ, информированности об олимпийском движении детей и взрослых (анкетирование родителей, опросы детей, мониторинг по ОО «Физическая культура», наблюдение за играми и самостоятельной деятельностью детей);
- создание инициативной группы для разработки методического сопровождения проекта – разработка конспектов НОД, комплексно-тематического планирования, рекомендаций и памяток для педагогов и родителей по физ. воспитанию детей и приобщению их к спорту;
- отбор методик и технологий по физ. воспитанию дошкольников и приобщению их к ЗОЖ;
- изучение методической и популярной литературы о спорте;
- прогнозирование результатов;
- заключение договоров с социальными партнёрами (библиотека);
- разработка содержания проекта;
- организация мероприятий по реализации проекта – создание предметно-пространственной среды, проведение совместной деятельности с детьми и родителями, спортивных праздников и развлечений совместно с библиотекой;
- контроль за организацией проекта со стороны медицинского персонала, администрации ДОУ и родительского комитета;
- привлечение специалистов ДОУ для выполнения поставленных в проекте задач – проведение кружковой работы («Фитнес», организация игровой деятельности на базе игрового центра с целью повышения двигательной активности, участие в спортивных мероприятиях;
- соотнесение полученных результатов с гипотезой проекта;
- презентация полученных результатов.
Вся деятельность по реализации проекта происходит в игровой форме. Поэтому диапазон опыта представлен комплексной системой, в которую включены игры и упражнения на формирование привычек здорового образа жизни.
Проект реализуется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
в режимных моментах: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон: оздоровительно- профилактическая гимнастика (сюжетно-игровая); ходьба по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
в образовательном процессе: темы НОД, двигательная разминка во время перерыва между периодами НОД (с преобладанием статистических поз); физкультминутки (имитационные, общеразвивающие упражнения); занятия физической культурой; музыкальные занятия (с элементами ритмопластики); беседы.
Физкультурно-массовые мероприятия, так же совместно ДОУ и семьи.
В процессе работы над проектом по формированию здорового образа жизни решаются следующие задачи:
Сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье.
Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Расширить двигательные возможности ребёнка за счёт освоения новых движений и упражнений здоровье сберегающих технологий.
Повышать эмоциональное благополучие ребёнка за счёт проведения разнообразных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности.
Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
Расширять знания детей о продуктах здорового и вредного питания.
Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Создать совместно с детским садом и семьей условия по воспитанию физически здорового ребенка.
Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия.
Длительность проекта зависит от тех задач, которые ставит перед собой педагог. Проектная деятельность может быть кратковременной (от нескольких дней до нескольких недель) и длительной (от нескольких месяцев до года, иногда и больше).
Детский сад должен стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
По итогам проектной деятельности ДОУ можно будет сделать выводы:
1. У детей накоплен двигательный и познавательный опыт в ОО «Физическая культура».
2. Педагоги овладели методикой проектирования.
3. Выявлен положительный опыт семейного спортивного воспитания.
4. Снизилась заболеваемость по сравнению с прошлыми годами.
5. Повысилось качество организации совместной деятельности с детьми в образовательной области «Физическое развитие».
6. Созданы условия для занятий спортом в ДОУ и семье.
7. Родители стали равноправными партнерами в физическом воспитании детей.