Папки-передвижки

«Агрегатные состояния воды». Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности (12 фото)

наталья логачева
«Агрегатные состояния воды». Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности: "Агрегатные состояния воды"

Подготовила и провела:

воспитатель высшей квалификационной категории

Н. Н. Логачева

Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о воде.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с агрегатными состояниями воды – паром, льдом, их свойствами, использованием, применением;

- учить образовывать глаголы от прилагательных, существительных; упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании существительных с числительными;

Темочки:

- учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Развивающие:

- развивать психические процессы, связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Словарная работа:актуализировать словарь по лексическим темам «Животные и птицы Арктики и Антарктики», «Транспорт», «Деревья». Знакомство с новыми словами – «парная», «ледокол», «глыбы», "Айсберг"

Оборудование: герой – Незнайка, картинки - снеговик, облако, Мойдодыр. Зеркала (на каждого ребенка, термос с горячей водой. Тарелочки с кусочками льда, салфетки (на каждого ребенка). Фото тумана, корабля ледокола, северное и южное полушария, круговорот воды в природе (использование ИКТ). Изображение двух льдин, предметные картинки животного мира Арктики, Антарктиды. Опорная схема (карточки - пиктограммы) для составления описательного рассказа о воде.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, просмотр презентаций про животных и птиц Арктики и Антарктиды. Беседы по лексическим темам: «Деревья», «Транспорт». Знакомство с пиктограммами. Опыты с водой. Продуктивная деятельность: изготовление корабликов и пароходов из бумаги в технике оригами.

Ход деятельности:

I. Орг. момент.

Дети играют. Воспитатель просит подойти к нему.

Повышение интереса

Слышат стук в дверь. В гости к детям пришла девочка Таня и принесла три картинки.

- Ребята, в детском саду воспитательница спросила Таню, что изображено на картинках и что их связывает. А Таня не смогла ответить и пришла к нам за помощью.

Проблемный вопрос

Вы готовы помочь Тане? (Ответы детей).

Установка

- Тогда, садитесь красиво, отвечайте с поднятием руки и полным предложением.

- Ребята, посмотрите на картинки: (снеговик, облако, Мойдодыр).

«Агрегатные состояния воды». Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности

Проблемный вопрос

-Подумайте, что связывает эти предметы. (Ответы детей).

- Правильно. Все, что вы видите связано с водой.

Вода – это волшебное вещество. С ней происходят интересные превращения.

Таня, оставайся с нами. Ребята расскажут тебе много интересного!

II.Основная часть

Художественное слово

Вода, ребята, - чаровница,

Ведь может чудо с ней случиться:

Нагреешь – пар, остудишь – лед,

Обычно – жидкость (и течет)

В. Баронова

- Что произойдет с водой, если ее нагреть (Ответы детей).

Опыт с горячим паром

Воспитатель открывает термос, из него выходит пар. Подносит стекло (пластинку, на нем постепенно образуются капли воды.

Фото «Агрегатные состояния воды»

Поисковый вопрос

- Как вы думаете, как пар образуется? (Догадки детей).

Получение новых знаний

- Дело в том, что вода состоит из мельчайших частиц. Когда вода – жидкость,

частицы сцеплены некрепко. А вот когда происходит нагрев, частички начинают двигаться быстрее и, отрываясь друг от друга, образуют пар.

Поисковый вопрос

- Скажите мне дети, а всегда ли мы видим эти частички воды в воздухе?

(Ответы детей).

Опыт с зеркалом

- Сейчас я предлагаю вам взять зеркало и подышать на него. Что произошло (Оно запотело).

. Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности - фото
Фото №1 Конспект занятия в старшей группе по познавательно экспериментальной деятельности Агрегатные состояния воды Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Н

Вывод: в воздухе, который мы вдыхаем и выдыхаем содержится пар в виде незаметных частичек.

- На двух опытах мы увидели с вами, что температура пара бывает разной. Какой температуры, может мне кто то сказать? (Пар может быть горячим, и холодным).

- Совершенно верно.

-Ребята, все мы с вами наблюдали одно природное явление. Когда мы выходим на улицу, и ничего не видно. Как называется это явление? (Ответы детей).

- Туман – это тоже вода. Когда вода теплее окружающего воздуха, ее частички поднимаются с поверхности, так образуется туман.

Воспитатель демонстрирует на рисунке.

Обращение к опыту детей

- А теперь вы сами расскажите мне, что такое облако? (Это тоже пар, который поднялся вверх и образовал облако. Когда пара в облаке становится слишком много, пар превращается в воду и выпадает осадками в виде дождя.)

- Представьте, что вдруг, увидели темную, грозовую тучу. Изобразите мимикой ваши ощущения. (Страх, грусть). А теперь, представьте, что вы смотрите на высокое летнее небо и видите легкое, белое облачко. Изобразите ваши ощущения. (Радость).

Закрепление материала

- Сейчас я назову вам одно слово, а вы мне скажете, что это?

«ПАРНАЯ» (Ответы детей).

- Как делают пар в русской бане (Ответ ребенка. На раскалённые камни выплескивают воду. Вода испаряется и превращается в горячий пар.)

- А чем еще пользуются в парной? (Ответ детей).

- Правильно, все любители русской бани используют веник, которым хлещут по телу.

Д/И: «Преобразование прилагательного из существительного»

- Как называется веник из березы – березовый, из дуба – дубовый, из осины – осиновый, из эвкалипта – эвкалиптовый, их можжевельника – можжевеловый, из ясеня – ясеневый, из липы – липовый, из клена – кленовый.

- Дети, издавна считается, что ходить в баню и хлестаться веником - выгонять хворь из тела. Вот и мы сейчас с вами отправимся в баню.

Физминутка

В баня русскую пойдем, веник мы с собой возьмем – маршируем, берем веник

В тазик веник положили, кипятком его залили – имитируем движение

Чтобы ветки растянулись, а листочки развернулись – встаем на носочки, тянемся вверх.

Пару надо нам поддать, будем камни заливать – имитируем движение

И в парной так жарко стало, стен не видно из-за пара –сильно дуем.

Веник тут же в ход пускаем, хорошенько отхлестаем: спину, руки, шею, бок, и живот, и икры ног – хлопаем по различным частям тела руками, имитируя движение веника.

Из парилки выбегаем, прямо в белый снег ныряем – бег на месте, "ныряем" в сугроб.

Как захватывает дух! Холод бане – лучший друг! – сцепляем ладошки.

Фото №2 Логачева Цель Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о воде Фото №3 Все материалы по теме воды Вода

- Садитесь, ребята. О каком состоянии воды мы с вами говорили? (О паре).

- А теперь поговорим о том, что будет с водой, если ее сильно охладить, заморозить. (Ответы детей: станет льдом, сосулькой, снегом).

Получение новых знаний

- Это происходит потому, что частицы воды при низкой температуре сближаются, крепко соединяются друг с другом (образуют кристалл – снежинку, иней, лед).

- Я предлагаю вам сейчас сесть за столы.

Опыт со льдом

Детям раздаются тарелочки с кусочками люда.

Обращение к опыту детей

- Давайте посмотрим на кусочек люда. Что вы можете мне рассказать о нем? (Ответы детей).

- А теперь, возьмите его в руки. Какой он на ощупь? Какой температуры? Что происходит со льдом в руках? (Ответы детей).

Фото №4 Опыты и эксперименты с водой Конспекты занятий Фото №5 Все конспекты Опытно экспериментальная деятельность Старшая группа Экспериментирование

Получение нового материала

- Ребята, низкая температура превращает в лед огромные водные пространства не только рек и озер, но и моря, которые находятся вблизи Северного и Южного полюсов. Антарктида — материк, занимающий площадь вокруг Южного полюса. Его омывают воды Южного океана. Почти вся территория Антарктиды покрыта снегом и льдом.

Арктика — это территория вокруг Северного полюса, занимающая большую часть Северного Ледовитого океана.

И в Антарктиде, и в Арктике всегда дуют сильные ледяные ветра, метут метели, а снег лежит даже летом!

В этих широтах ходят особые корабли, такие, что могут колоть и ломать толстые куски льда. Называются эти корабли – ледоколы. А куски, глыбы льда называются – айсберги. Слышали такое слово? Давайте рассмотрим необычный пейзаж с айсбергами и посчитаем их.

Д/И: «Согласование существительных с числительным».

- Но не всех пугает снег и лед. Даже самые холодные места нашей планеты населены животными и птицами.

Д/И: «Две льдины»

Возьмите две льдины и положите перед собой. На одну льдину поместим животных и птиц Арктики, на другую Антарктиды.

Фото №6 Исследовательская деятельность Темочки учить составлять описательный рассказ по опорной схеме Фото №7 Развивающие развивать психические процессы связную речь

-Молодцы!

Закрепление материала

- Итак, мы знаем три состояния воды. Какие? (Жидкое, твердое и в виде пара).

Получение новых знаний

- Ребята, все эти превращения воды переходят из одного состояния в другое – этот процесс называется круговоротом воды в природе. Вода с помощью солнечных лучей нагревается, испаряется с поверхности земли и водоемов, поднимаются вверх и образуют облака. В них происходит сгущение капелек, они тяжелеют и выпадают осадками: дождем, снегом, градом, в зависимости от температуры окружающей среды. Этот процесс повторяется бесконечно.

Дети рассматривают процесс круговорота воды в природе на слайде (или на рисунке).

III. Заключительная часть

- Дети, в заключении нашего занятия, давайте подведем итог. Ответим на вопрос – что мы знаем о воде? А поможет нам в этом карточки – пиктограммы.

Фото №8 Воспитательные воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Фото №9 Словарная работа актуализировать словарь по лексическим темам Животные и птицы Арктики и Антарктики Транспорт Деревья

1. Цвет.

2. Запах.

3. Вкус.

4. Форма.

5. Температура.

6. Прозрачность. Растворимость.

7. Агрегатное состояние воды.

8. Круговорот воды в природе.

9. Использование воды.

10. Польза и вред.

11. Как нужно относится к воде.

- Молодцы! Наша гостья благодарит вас за такое интересное занятие. Она обязательно расскажет своим товарищам и в следующий раз ответит на вопросы воспитателя!

Спасибо!

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воды»Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воды» Конспект занятия «Свойства воды» Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: -познакомить.

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Агрегатные состояния воды». Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 17:39
+240Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Агрегатные состояния воды». Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем наталья логачева (УИ 777165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД