Жанна Соловьева
Нетрадиционный подход в организации детских праздников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"И вот, он наступил - искристый, радостный,
полный удивительных чудес, волшебных
красок и звонкого смеха - праздник!"
С каким нетерпением ждут праздника дети! Ведь именно на празднике дети становятся главными действующими лицами и оказавшись в центре сюжета, радуются, сопереживают, добиваются победы над злом, получая таким образом не только эмоциональный, но и нравственный заряд.
Публикация «Нетрадиционный подход в организации детских праздников в ДОУ» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель: создание среды способствующей развитию у ребенка позиции активного участника, исполнителя - создателя музыкальных произведений, эмоционально отзывчивого, артистичного и коммуникабельного человека при помощи использования нетрадиционных подходов к проведению праздников в ДОУ.
Задачи:
1. Обеспечить детей комфортной, радостной обстановкой, способствующей к раскрытию творческих способностей воспитанников.
2. Формировать у детей музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус.
3. Укреплять потребность детей к сотрудничеству, умению слушать других, самоконтролю.
4. Обогащать музыкальный репертуар детей яркими, мелодичными произведениями, объединяя их в музыкально-поэтические, песенно-танцевальные и театрализованные композиции.
5. Работать над созданием яркой наглядности и привлекательной атрибутики для использования в постановочных композициях и сюрпризных моментах.
Работу по данной теме планировалось проводить поэтапно:
1. Этап - подготовительный.
Проведению праздника любой тематики предшествует подготовительная работа, как с коллективом детей, так и с коллективом взрослых, а также с родителями детей:
• Написание, создание сценария,
• Внесение музыкального репертуара (текст песен, описание движений и действий) в песенники для каждой возрастной группы,
• Репетиционные занятия с детьми,
• Консультации и репетиции с ведущими (воспитателями,
• Выбор персонажей и репетиции сценок, сказок,
• Работа по созданию оформления зала и подготовка костюмов для персонажей,
• Работа над созданием атрибутики,
• Беседы с родителями (индивидуальные и групповые,
• Подбор музыкальных произведений для сопровождения праздников.
2. Этап - праздник.
В построении праздника придерживаюсь определенной последовательности, которую можно отобразить в виде схемы:
Любой праздник будь то сезонный или посвященный какому-либо событию имеет название, в котором очень четко прослеживается тема праздника. Например: "Мастерская Осени", "Семейный альбом", "Поздравительный десерт", и т. д.
Введение в тему происходит еще до появления детей в зале, но уже с присутствующими гостями. Гости являются очень сильным фактором, влияющим на настроение детей и их раскрытия в праздничном действе. Поэтому до прихода детей в зал я всегда веду доверительный диалог с гостями, в котором напоминаю о том, что бурные аплодисменты, улыбки и добрый взгляд всегда поддержат юных артистов и сократят дистанцию.
После напутственного слова родителям в зале появляются дети с выполнением оригинальной танцевально-театрализованной композицией, которая может включать в себя песни, стихи, танцевальные движения с разнообразными атрибутами.
После выполнения танцевально-театрализованной композиции праздник плавно переходит в основную часть, в которой и происходит главная мотивация и ориентировка детей на выполнение сказочного задания, после ряда "волшебных" и "чудесных" методических приемов (Например, нахождение в ветвях елки свитка с волшебными словами, диалог елочки с детьми, звонок по волшебному телефону и т. д.) наступает долгожданная сказка или инсценировка в которой дети могут быть как зрителями, так и активными участниками.
С помощью сказочных героев дети принимают важное решение: наказать или простить, прогнать или дать возможность исправиться.
Хочется отметить, что еще ни разу за годы моей работы в детском саду дети не приняли решения со злыми намерениями. И важной задачей взрослых является закреплять стремление детей в проявлении добрых помыслов.
В заключительной части праздника, как правило, сюжетная линия подходит к логическому завершению – сюрпризному моменту, который выстраивается композиционно с использованием разнообразных эффектных приемов. Например, детям очень понравился сюрпризный момент из Новогоднего праздника по мотивам русской народной сказки «Морозко» в виде музыкальной игры «Что нам нравится зимой» (музыка А. Ивановой). Необычность момента заключалась в следующем:
Снегурочка находит в льдинках под елкой пустой мешок.
Дед Мороз:
Да, мешок-то мой пустой,
Но и дед я не простой….
Снегурочка:
Вы на льдинки забирайтесь
На крайний север отправляйтесь.
Там увидите сверканье
Всех цветов переливанье…
(Дети забираются на льдинки, изготовленные из пенопласта).
Звучит фонограмма песни «Колыбельная медведицы», включается светоэффект «северное сияние», в зале гаснет свет.
Дед Мороз:
Ты, сияние, свети
Огни в подарки преврати.
Я с мешком вот здесь пройду,
В мешок сиянье соберу.
Северное сияние огнями разливается
И в подарки превращается!
(Дед мороз проходит за елку, меняет пустой мешок на полный мешок с подарками и выносит его к детям).
Снегурочка:
Вот так чудо превращенье!
В мешке подарки на удивленье!
Дед Мороз:
Вас всех поздравить рад, друзья!
Люблю я детвору.
Подарков много у меня
И я всем их дарю!
Дети остаются на льдинках, Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки.
Дед Мороз и Снегурочка: С Новым годом!
С новым счастьем!
С новым праздником прекрасным!
А теперь пора прощаться
В сказку нашу возвращаться.
Хочется отметить, что этот новогодний праздник начинался с танцевальной композиции «Северное сияние», в которой мальчики с помощью белой вуали изображали заснеженную землю, а девочки с блестящими султанчиками в руках – «Северное сияние».
Приведу пример построения танца и художественного слова в композицию, мотивы которой найдут отражение в сюрпризном моменте в конце праздника.
Музыкальный руководитель: В темном небе огоньки
Как цветные васильки
Над заснеженной землей
Засверкал узор цветной.
Вместе с музыкой они
Освещают круг земли,
И от их старанья,
Даже здесь сиянье.
Дети появляются в зале с выполнением танца «Северное сияние» под музыкальное сопровождение группы АBBA .
Ведущий:
Кто же так под Новый год
Разукрасил небосвод?
Тают чудо - огоньки
Побледнели васильки
Вот последний помигал…
И пропал.
Мы все в ожидании
Нам ответьте на вопрос:
Что же это?
Родители:
Северное сияние!
3. Этап работы - заключительный.
Заключительный этап работы включает в себя обмен впечатлениями в виде:
- беседы с детьми (обсуждение наиболее запомнившихся моментов праздника, высказывания детей о своем отношении к героям сказок, личными переживаниями по поводу прошедшего праздника).
- творческой работы детей с родителями (например, совместные рисунки, аппликации и другие творческие работы по теме праздника).
- творческие работы детей.
Всегда радует, когда дети проигрывают праздничный сюжет в свободной деятельности, самостоятельно распределяя роли, добавляя свои коррективы.
В своей работе в организации праздников большое внимание уделяю установлению творческого взаимодействия с другими видами художественной деятельности (художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой).
При составлении сценария учитываю условия для максимально удобного ведения праздника. Содержание сценария разрабатываю в стихотворном стиле для лаконичности, образности речи и сохранения временных рамок.
Для достижения эффективности результата работы по данной теме стремлюсь к разнообразию и использованию необычных форм проведения праздников.
Например, были разработаны сценарии праздников в период летней оздоровительной работы: «Забавный пляж» и «Удивительный поход». Поход был организован на территории детского сада. Родители проявили большой интерес к этому мероприятию и собрали в детские рюкзачки все необходимое (коврики, головные уборы, спортивный игровой инвентарь и провизию). Совершая прогулку по импровизированной лесной тропинке дети повстречались с паучком в паутинке, проследили движение муравьишек к муравейнику, узнали много интересного из жизни насекомых и животных, которых встретили на лесной полянке (белочка – на ветке, ежик – в траве, мишка- в кустах, и т. д.). После активной деятельности перешли к расслабляющим водным процедурам (полоскание рук, обтирание лица и тела) после чего осваивали приемы рыбалки, напевая веселую песенку Кота Леопольда «На крутом бережку» (музыка Савельева). Далее дети совместно со взрослыми разжигали костер, у которого по традиции пели песни, а в качестве угощения лакомились печеным картофелем. После отдыха у костра, по всем правилам безопасности, тушили костер.
«Забавный пляж» - был организован в зале, разделенном на территории (корабля, моря и песчаного пляжа). Праздник был организован сразу после окончания учебного года, и поэтому главной задачей его являлось снятие напряжения, физической и психологической нагрузки, а потом уже решались задачи познавательного и развивающего значения. Дети с интересом рассматривали морские камушки, затем выкладывали их в дорожку и ходили по ней босиком. Далее дети осваивали технологию создания секретика (картинки под стеклом, спрятанные в песке, знакомились с морскими жителями, слушали шум моря в ракушке и релаксирующие звуки моря с щебетом дельфинов, отдыхая под огромным пляжным зонтом.
Подводя итоги, можно сказать, что использование таких подходов в организации детских праздников положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка. Дети становятся более открытыми для общения со сверстниками и взрослыми, способны видеть и слышать красивое, осмысленно выражать свои переживания, эмоции и чувства. Многие дети проявляют большой интерес к посещению концертов проходящих как в детском саду, так и в музыкальной школе и во Дворце Искусств. Организаторы концертов, отмечают в детях наличие внимания и навыки культурного слушателя.
Опираясь на многолетний опыт работы, имея массу на то примеров, считаю, что каждый ребенок раскрывается «в свой» удобный для этого момент, а педагог должен увидеть, своевременно вселить уверенность в ребенка и создать для него максимально комфортную среду, а использование нетрадиционных подходов в организации праздников делает процесс воспитания более увлекательным и запоминающимся.
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному- и от нас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека или погаснет.