Ирина МАЛИНОВСКАЯ
«В гости к диким животным Беларуси». Конспект открытого занятия в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по образовательной области «Ребенок и природа» в младшей группе «В гости к диким животным Беларуси»
Задачи: формировать представления о ярких проявлениях в образе жизни диких животных белорусских лесов. Развивать умения различать и называть диких животных и их детенышей по ярким отличительным особенностям; понимать речь взрослого, обращенную к воспитаннику с опорой на наглядную ситуацию; строить простое распространенное предложение с дополнением (Медведь живет в берлоге). Расширять активный словарь детей, упражнять в умении образовывать существительные с помощью суффиксов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Воспитывать бережное отношение к природному окружению, интерес к жизни животных белорусских лесов, желание проявлять заботу о них.
Темочки:
- Беларусь. Республика Беларусь
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Материал: воздушный шарик, картинка с изображением диких животных,
елки 4 штуки, мягкие игрушки (еж, медведь, медвежонок, заяц, белка,
иллюстрации с изображением жилища животных (берлога, дупло, нора, кусты,

грибы, шишки, корзины большая и маленькая, планшет-лист «Помоги зверям найти дорогу в домики»,

карандаши.
Начало занятия:
1. Игра-приветствие «Собрались ребята в круг»
Цель: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель произносит слова, дети выполняют вместе с ним движения в соответствии с текстом:
Становись, ребята, в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Сюрпризный момент «Письмо на воздушном шарике»
Цель: активизировать внимание воспитанников, развивать умение понимать значение обобщающего слова «дикие животные».

В группу влетает воздушный шарик с письмом. Воспитатель показывает конверт.
Воспитатель: К нам влетел шарик и принес письмо. Давайте посмотрим, что в нем?
Воспитатель достает из конверта картинку с изображением диких животных.
Воспитатель: Кто нарисован на картинках? (ответы детей) Где они живут? (ответы детей) Как одним словом назвать этих животных? (дикие) Правильно. Этих животных называют дикими, потому что они сами добывают себе пищу, сами строят себе жилище, сами заботятся о своих детенышах.
Ход занятия:
1. Подвижная игра «По тропинке мы пойдем»
Цель: формировать умение вариативно применять двигательные умения в подвижной игре.
Воспитатель: Мы живем в Беларуси. В нашей стране много лесов. Предлагаю отправиться в наш лес в гости к диким животным.
Дети стоят в кругу, воспитатель произносит слова, воспитанники выполняют движения в соответствии со словами.
По тропинке мы пойдем, (шагают)
Через бревна перейдем. (перешагивают)
Прыгай, прыгай же смелей
Через камешки скорей! (прыгают)
До полянки далеко,
Нам бежать с тобой легко! (бегут)
Подожди, остановись
И вокруг оглянись. (смотрят по сторонам)
2. Словесная игра «Угадай-ка»
Цель: развивать умение различать и называть диких животных по ярким отличительным особенностям.
Воспитатель: Мы пришли в лес. Посмотрите, кто там сидит под елкой с колючими иголками? (ежик)

Воспитатель показывает ежа (игрушку).
3. Рассматривание ежа
Цель: формировать преставления о ярких проявлениях в образе жизни животного.
Воспитатель: Еж строит свой дом в норке под корнями деревьев.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Воспитатель: Норку он устилает сухой травой, листьями, которые приносит на своих иголках. Летом у ежихи рождаются детеныши. Как называют детенышей ежа? (ежата)
4. Словесная игра «Что для чего?»
Цель: расширять активный словарь детей.
Воспитатель: Давайте поиграем. Вспомним, что есть у ежа, и для чего это нужно. Я начну, а вы продолжайте:
- Глаза нужны ежику для того, чтобы (видеть).
- Нос нужен ежику для того, чтобы (нюхать).
- Рот нужен ежику для того, чтобы (есть).
- Уши нужны ежику для того, чтобы (слышать).
- Ноги нужны ежику для того, чтобы (ходить, бегать).
- Иголки нужны ежику для того, чтобы (защищаться от врагов).
5. Словесная игра «Угадай-ка»
Цель: развивать умение различать и называть диких животных по ярким отличительным особенностям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто там по веточкам скачет, и грибочки прячет? (белка)

Воспитатель показывает белку (игрушку).
6. Короткий рассказ про белку
Цель: формировать преставления о ярких проявлениях в образе жизни животного.
Воспитатель: Белка строит свой дом высоко на дереве, в дупле, чтобы другие животные не могли его достать.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Воспитатель: В дупле белка растит своих детенышей. Как называют детенышей белки? (бельчата)
Воспитатель: Там тепло, уютно и безопасно. В дупле белка хранит запасы на зиму: орешки, шишки, сухие грибы.
7. Подвижная игра «Помоги белочке собрать грибы и шишки»
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, вызвать у детей эмоциональный отклик и желание прийти на помощь.

Воспитатель: Белочка готовилась к приходу зимы и собрала много грибов и шишек, но озорные бельчата разбросали все запасы. Давайте поможем ей, соберем грибы в большую корзину, а шишки – в маленькую.
Воспитатель ставит корзинки под елку.
Воспитатель: Давайте скажем белке «до свидания».
Дети прощаются с белкой.
8. Словесная игра «Угадай-ка»
Цель: развивать умение различать и называть диких животных по ярким отличительным особенностям.
Воспитатель: Посмотрите, кто там большой и сильный спит под елкой? (медведь)
Воспитатель показывает медведя (игрушку).
9. Короткий рассказ про медведя
Цель: формировать представления о ярких проявлениях в образе жизни животного.

Воспитатель: Летом медведь питается ягодами, сладкими корешками, медом, а зимой спит в своей берлоге, которую устраивает под поваленными деревьями.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Воспитатель: Зимой у медведицы рождаются детеныши. Как называют детенышей медведицы? (медвежата)
Воспитатель показывает медвежонка (игрушку).
10. Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: развивать умение образовывать существительные с помощью суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, медведица большая, а мишутка маленький. У него все маленькое. Давайте поиграем с мячом и назовем, что маленькое у мишутки.

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает каждому ребенку мяч, задавая вопрос:
- У большой медведицы – голова, а у мишутки – маленькая (головка).
- У большой медведицы – лоб, а у мишутки – маленький (лобик).
- У большой медведицы – уши, а у мишутки – маленькие (ушки).
- У большой медведицы – глаза, а у мишутки – маленькие (глазки).
- У большой медведицы – щеки, а у мишутки – маленькие (щечки).
- У большой медведицы – спина, а у мишутки – маленькая (спинка).
- У большой медведицы – зубы, а у мишутки – маленькие (зубки).
- У большой медведицы – лапы, а у мишутки – маленькие (лапки).
- У большой медведицы – хвост, а у мишутки – маленький (хвостик).
- У большой медведицы – живот, а у мишутки – маленький (животик).
- У большой медведицы – когти, а у мишутки – маленькие (коготки).
- У большой медведицы – шея, а у мишутки – маленькая (шейка).
- У большой медведицы – язык, а у мишутки – маленький (язычок).
И т. д.
Воспитатель: Прощайтесь с медведицей и медвежонком. Идем дальше.
10. Словесная игра «Угадай-ка»
Цель: развивать умение различать и называть диких животных по ярким отличительным особенностям.
Воспитатель: Посмотрите, кто там в белой шубке с длинными ушами под елкой спрятался? (зайчик)

Воспитатель показывает зайца (игрушку).
11. Короткий рассказ про зайца
Цель: формировать преставления о ярких проявлениях в образе жизни животного.
Воспитатель: У зайца длинные уши, быстрые ноги. Он живет в лесу под любым кустом, который ему понравился, или в густой траве. Главное, чтобы там было тепло и сухо.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Воспитатель: Поспал и побежал дальше. Заяц очень быстро бегает, потому что ему укрыться негде. Зубы у зайца очень крепкие. Ими он может грызть кору деревьев, молодые веточки деревьев и кустов.
12. Поисковые вопросы «Для чего?»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей.
Воспитатель: Летом заяц серый, а зимой меняет шубку. Она становится белая.
Для чего заяц меняет шубку? (ответы детей)
Для чего зайцу длинные уши? (чтобы лучше слышать)
Для чего зайцу быстрые ноги? (чтобы прыгать, убегать от врагов, от волка, лисы)
13. Логоритмическая игра «Жили-были зайчики»
Цель: развивать двигательную активность.
Воспитатель: Давайте превратимся в зайчиков и поиграем на поляне.
Дети выполняют движения в соответствии со словами:
Жили-были зайчики (руки на макушке)
На лесной опушке. (разводят руками в стороны)
Жили-были зайчики (руки на макушке)
В маленькой избушке. (делают руками «домик» над головой)

Мыли свои ушки, (имитируют движение)
Мыли свои лапочки, (имитируют движение)
Наряжались зайчики – (наклоняются вниз)
Надевали тапочки. (выставляют поочередно ноги на пятке)
14. Планшет-лист «Верни зверей в их домики»
Цель: закрепить представления о диких животных и их жилищах, развивать умения: понимать речь взрослого, обращенную к воспитаннику с опорой на наглядную ситуацию, строить простое распространенное предложение с дополнением (Медведь живет в берлоге).
Воспитатель: Ребята, давайте поможем зверям вернутся в свои жилища. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением жилища животных – норка, дупло, берлога, куст с высокой травой, которые висят на доске.

Воспитатель: Что изображено на картинках? (ответы детей) Кто живет в норке? (ежик) Кто живет в дупле? (белка) Кто живет в берлоге? (медведь) Кто живет под кустом или в высокой траве? (зайчик)
Детям предлагается лист с заданием. Задача воспитанников – нарисовать «дорожки» от животного к его жилищу.



Воспитатель проверяет выполнение задания, уточняет у ребенка: «Где живет медведь (заяц, белка, еж?» Ребенок должен ответить простым предложением.
Окончание занятия:
Воспитатель: Мы помогли животным вернуться в их жилища. Нам пора возвращаться в группу. Мы еще много раз будет путешествовать по нашему лесу и встретим других животных.
Воспитатель: Повернулись, покружились.
Снова в группе очутились!
Итог занятия. Вопросы к детям:
- Где мы с вами были?
- Кого мы встретили в лесу?
- Как назвать одним словом животных, которые живут в лесу?