Наталия Казакова
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье и движение это два взаимосвязанных компонента в жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, привычки, черты характера. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняется и поведение детей – девочки становятся агрессивнее, сильнее, активнее, а мальчики наоборот принимают «женский» тип поведения. Сегодня физическое воспитание в детском саду практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание ориентировано просто на ребенка, а не на мальчика и девочку, те же упражнения, та же нагрузка. Половые различия лишь упоминаются в нормативах тестирования. Опираясь на свой опыт работы с дошкольниками, стала включать в организованные занятия упражнения для мальчиков с гантелями, для девочек с лентами и др. Стараюсь учитывать интересы мальчиков предлагаю спортивные игры, силовые упражнения, занятия на тренажерах, для девочек – упражнения с обручем, прыжки через скакалку. Развитие мужских и женских начал совершенствую на праздниках, развлечения и досугах.
Публикация «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Физкультурное занятие в подготовительной группе
(в спортивном зале)
«Путешествие на остров здоровья»
I часть Вводная
Построение в шеренгу, равнение, приветствие.
Инструктор: Ребята, а вы хотите быть здоровыми? (ответы детей)
- А как вы думаете, чтобы быть здоровым что необходимо? (ответы детей)
- Мы с вами ежедневно делаем утреннюю гимнастику, занимаемся физкультурой, ходим в лес пешком и на лыжах. Вот и сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие на «Остров здоровья», чтобы быть сильными и ловкими.
Ходьба и бег в чередовании. Перестроение в колонну по два.
Общеразвивающие упражнения
с учетом пола ребенка (мальчики с гантелями, девочки с лентами. Фото: «ОРУ в подготовительной группе»)
1. И. п. — основная стойка руки на пояс, гантели (ленты) в руках.
1 —руки в стороны; 2 — поднимаясь на носки, руки через стороны вверх;
3 —опуститься на всю ступню, руки в стороны; 4 —исходное положение. (6 -7раз)
2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки с гантелями (лентами) на пояс.
1—руки в стороны; 2 —наклон вправо, правая рука вниз, левая вверх;
3 —выпрямиться, руки в стороны; 4 —исходное положение. То же влево. (6 раз)
3. И. п. — стойка в упоре на коленях, руки с гантелями (лентами) внизу.
1 — правую руку отвести назад, коснуться пятки;
2 —вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6 раз)
4. И. п. — лежа на животе, руки с гантелями (лентами) прямые.
1—2 —прогнуться, руки вверх; 3—4 —исходное положение. (6-7раз)
5. И. п. — основная стойка руки на пояс.
1—2 —присесть, руки с гантелями (лентами) вперед;
3—4 — вернуться в исходное положение (6-7раз)
6. И. п. — основная стойка, руки с гантелями на пояс.
1—выпад правой ногой вперед, руки с гантелями (лентами) в стороны;
2 —исходное положение. То же левой ногой. (8 раз)
7. Повторить 1 упражнение.
Расслабляющая пауза «Хорошая дорога»
Обработка М. Ложкин, слова Т. Боровик, переложение О. Усовой
Упражнение выполняется в парах, дети стоят друг за другом, тело расслаблено.
Хорошая дорога (повторить 4 раза) – стоящий сзади, поглаживает руками по предплечьям впереди стоящего.
Вот что-то стала хуже (повторить 4 раза) – стоящий сзади, держась за плечи, покачивает вперед назад впереди стоящего.
По мостику (повторить 4 раза)- стоящий сзади, постукивает ребром ладони по предплечьям впереди стоящего.
По кочкам (повторить 4 раза) - стоящий сзади, держась за плечи, покачивает вправо влево впереди стоящего.
И по нырочкам (повторить 4 раза) - стоящий сзади, поддерживает за пояс, впереди стоящего, помогает выполнить наклон вперед.
Дети меняются местами и выполняют упражнение еще раз.
II часть Основные виды движений
Инструктор: Вот мы и добрались до «Острова здоровье», что бы укрепить и поддержать свое здоровье, мальчики отправляются в тренажерный зал «Силачи», а девочки - «Грация».
Мальчики и девочки выбирают спортивное оборудование и выполняют упражнения (круговая тренировка, по сигналу меняются местами).
Задания для мальчиков в тренажерном зале «Силачи»
1. Велотренажер детский
2. Беговая дорожка детская
3. Тренажер «Твистер»
4. Тренажер «Гребля»
5. Тренажер «Мини степпер»
Задания для девочек в тренажерном зале «Грация» (круговая тренировка, по сигналу меняются местами).
1. Прыжки через скакалку
2. Прыжки на батуте
3. Упражнения с обручем
4. Упражнения с лентами
5. Упражнения на деске «Здоровье»
Инструктор: Все кто на «Острове здоровья» занимался, не устали, а только лишь сильнее стали. Вот и пришла нам пора возвращаться в детский сад.
III часть Заключительная
Подвижная игра «Пчелки»
«Пчелками» выбираются девочки. Мальчики, высоко поднимая колени, идут к «пчелкам» приговаривают:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся. Не упал.
После этих слов останавливаются вблизи от «пчелок»
Глянь в дупло высокой елки…
Показывают наверх.
Вылетают злые пчелки!
Пчелки спускаются со скамейки, начинают жужжать и произносят:
Ж –ж – ж, кусать хотим!
Мальчики: Быстроногих не догнать,
Нам не страшен пчелок рой,
Убежим скорей домой.
«Пчелки» стараются догнать «ужалить» мальчиков. Игра повторяется два раза.
Дыхательная гимнастика
А сейчас мы отдохнем,
Дыхание в порядок приведем
Носом воздух мы вдыхаем, (носом вдыхают)
Через рот выпускаем (выдыхают через рот)
Правую ноздрю зажмем, (вдыхают одной ноздрей)
Левой воздух наберем
Левой воздух набираем,
Левой воздух выпускаем. (выдыхают воздух)
Повторить тоже с правой ноздрей.
Мимо ежик пробегал,
Тоже носиком дышал. (вдох и выдох обеими ноздрями)
Дыхание в порядок привели
И дальше пошли.
Заключительная ходьба.