Ольга Яковлева
Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве — игра, в школьном возрасте — обучение. Каждый из этих видов деятельности предъявляет свои требования к психике ребенка и создает специфические условия для развития определенных психических процессов и свойств личности. Поэтому задача изучения гендерных особенностей в значительной мере состоит в том, чтобы выяснить, какие психические качества, способствуют развитию детской игры, ее психологическому содержанию. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сензитивных и, следовательно, наиболее благоприятным периодов гендерного развития личности является дошкольный период детства. Изучение процесса гендерного развития в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес [5]. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменима в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка [2]. Психологи и педагоги считают, что развитие гендерных особенностей обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, от развития его в дошкольном образовательном учреждении. Однако, содержание работы с дошкольниками с учетом гендерных особенностей в игровой деятельности разработано недостаточно, что, по мнению, исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Публикация «Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя…. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»[1].
Для того чтобы отобразить в игре какие – либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как, то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. А. В. Запорожец говорил: «Игра вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены»[3]. В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. В. Е. Каган «Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру»[4]. Для того чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой целью организуются дидактические игры: «Профессии мужчин и женщин», «Мужская и женская одежда», «Спорт мужской и женский», «Кому, что нужно для работы», «Отгадай профессию» и т. д. Для того чтобы сформировать у детей гендерную устойчивость «Я девочка и буду ей постоянно, а я мальчик и всегда им буду», воспитатели часто используют игровые ситуации, словесные игры этического содержания: «Лишнее имя», «Благородные поступки для мальчиков», «Благородные поступки для девочек», «За что нам нравятся мальчики» (девочки, «Кто я в семье» : формировать представление о родственных связях; «Дом добрых дел» : формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков. В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. В сюжетно – ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли. Как считает А. А. Чекалина, «У ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола»[6].
Организованная работа и использование развивающей программы гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста окажет существенное влияние на учет гендерных особенностей для развития игровой деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:
•объективной потребностью общества в развитии детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого развития в организации обучения и развития в дошкольных образовательных учреждениях;
• необходимостью гендерного развития начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью психологического учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста;
• требованием практики к научно – методическому обеспечению исследуемого процесса и не разработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Источники
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: -1966. -No 6.
2. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду; Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М., Линка-Пресс, 2009.
3. Запорожец А. В. Игра и развитие ребёнка// Психология и педагогика игры ребёнка. М. ,1966. – С. 5-10.
4. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3 - 7 лет// Вопросы психологии. 2000. No2. - С. 65-69.
5. Клецина И. С. Гендерная психология. – Спб. : Питер, 2009.
6. Чекалина А. А. Гендерная психология; Учебное пособие. – М., «Ось-89», 2006.