Кажарова Мадина Мурадиновна
Гендерное воспитание в детском саду
▼ Скачать
Доклад подготовила Кажарова Мадина Мурадиновна воспитатель стуктурного подразделения 1 г. Баксана.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, начали разрушать стереотипы о социальной роли женщин и мужчин в современном обществе: стираются границы социального и морального статуса, которые веками формировались не только во внешности, но и в поведении. Исходя из этого, ученые и педагоги призваны обращать внимание на воспитание детей не только в их возрасте, но и с упором на гендерные особенности – их пол.
Публикация «Гендерное воспитание в детском саду» размещена в разделах
Гендер (англ. gender – род) – социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Гендерная стабильность развивается у детей в возрасте 3 – 7 лет. В этот период дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, а также, что эту явление нельзя изменить, не зависимо от ситуации или определенных личных желаний ребенка.
Уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются существенные различия между девочками и мальчиками. Усвоение одной из этих ролей начинается тогда, когда рождается ребенок, и возникает вопрос, каков его пол: «Это мальчик или девочка?».
С этого момента гендерные роли пронизывают всю социальную роль и социальные институты. Большое влияние здесь оказывает семья, так как она имеет в этом приоритет и является основным источником социализации, при этом, обладая большими возможностями для формирования личности ребенка. В этом случае он начинает копировать своих родственников, при этом, походя только на одного, выделяя при этом родителя своего пола.
При половом воспитании родители должны помнить, что девочки и мальчики должны развивать ряд общих моральных качеств, характерных для обоих полов: честность, трудолюбие, доброту, справедливость, решительность, любовь в семье, культуру поведения. Но степень выраженности, интенсивность проявления нравственных качеств у мальчиков и девочек может быть разной.
Рекламное сообщение
Ребенок, живущий в благоприятных условиях, непременно научится воспринимать отношения полов в себе и подавать хороший пример своим поведением – здесь мальчики начинают подражать отцу и мужественности, а девочки начинают подражать матери и женственности: все это происходит без указаний родителей. Кроме того, дети, которые наблюдают за своими родителями в повседневной жизни, на их примере учатся вести себя со взрослыми и людьми противоположного пола.
Судя по мнениям современных психологов и педагогов, формирование гендерной устойчивости зависит от многих факторов, включающих в себя: отношения родителей с ребенком, отношение родителей друг к другу, привязанность матери к ребенку, привязанность ребенка к матери, воспитание в государственных дошкольных учреждениях.
Важным направлением полового воспитания является подготовка дошкольников к будущим семейным ролям, формирование семейных ценностей, поскольку в условиях нарастающего семейного кризиса, разрушения семейных идеалов задача будущего семьянина, начиная с дошкольного возраста, особенно актуальна.
Чтобы служить образцом половой роли, родители должны в первую очередь сами соответствовать этой роли, а также концепциям женственности и мужественности, принятым в современном обществе. Для того, чтобы развить в мальчиках мужественность, необходимо усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, мужества, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола и, прежде всего, желания и умения защищать. Для того чтобы девушки выглядели женственно, особое внимание следует уделять нежности, заботе, скромности, пунктуальности, терпимости, а также желанию разрешать конфликты мирным путем.
Отдельно следует сказать об участии отцов в воспитании детей в современной семье. В связи с нынешним увеличением числа родителей – одиночек, многие дети лишены мужского общения в семье, у них нет мужской модели поведения в качестве объекта подражания. Крайне важно привлекать отцов обучающихся к воспитанию, приглашать их на встречи с детьми как представителей мужских профессий.
Анализируя совместную деятельность родителей и детей в семье, это помогает пробудить интерес к истории и традициям семьи, а также помогает родителям лучше понимать своих детей.
Важным условием социализации дошкольника является вовлечение родителей в образовательный процесс, поскольку дошкольное детство – это период, в течение которого родители и педагоги должны не только понять, но и помочь ребенку раскрыть его уникальные способности, которые он получил при рождении в соответствии со своим полом.
Приоритетным направлением во взаимодействии детского сада с семьей, является вовлечение этих семей в образовательный процесс детского сада. Педагоги используют различные формы вовлечения родителей в воспитание детского сада. Это должно включать участие родителей не только в создании тематически развивающей среды, но и в организации семейных соревнований в детском саду, например: «Мы – рыцари», «День матери», «Мама, папа, я спортивная семья», «Лучший семейный корабль», «Лучшая семейная поделка».
Все эти мероприятия объединены одной важной целью – дать родителям ребенка необходимые знания об образовании, донести важность вопросов гендерного образования, а также побудить их пересмотреть свою образовательную ситуацию.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что и дети являются продуктами сложного взаимодействия наследственности и окружающей среды. Нет никаких сомнений в том, что человеческое поведение не может осуществляться под влиянием одного из этих принципов. Поскольку семья является главным посредником социализации в обществе, родители, воспитывая детей, должны учитывать как их интересы, так и потребности общества.
© «Мир дошколят» 2013 - 2021