Алла Николаевна Пушкина
Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
В России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому вопрос «гендерное воспитание в дошкольном возрасте», показался нам интересен. Ребёнок рождается с определённым биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми.
Публикация «Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Значение полоролевого воспитания в жизни ребёнка очень велико. Неслучайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века. В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.) выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие». Одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное воспитание. Актуальность проблемы состоит в том, что современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как несущественной характеристике ребёнка, однако, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя – половая принадлежность. Ввиду недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы полоролевая социализация остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Проблема формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста обуславливается социальным заказом общества, а именно – формированием социально развитой личности, понимающей свою роль в жизни общества. Одной из проблем является то, что изменился традиционный стандарт мужественности и женственности. Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными, то сейчас всё большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми, у тех и других надо формировать множество «общих», свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, культура проведения, несомненно должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность проявления одного набора качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.
Социум даёт нам понять, что границы понимания мужского и женского поведения стираются. Глядя на детей подросткового возраста, мы можем сделать выводы о том, что в современном обществе все следят за модными тенденциями и идут в ногу со временем. Но мало кто обращает внимание на то, что почти перестали прослеживаться различия, например в одежде, родители закрывают глаза на то, как ребёнок общается с окружающими его людьми, на его манеры поведения, говор, походку. Поэтому следует сказать о необходимости становления с раннего дошкольного возраста понимания границ феминности и маскулинности в воспитании детей не только в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях, когда он находится дома. Борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности и женственности. Одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное воспитание. Пол человека формируется прижизненно под влиянием социального фактора. Гендерное воспитание - это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Под половым поведением принято понимать поведение, свойственное представителю определённого пола при выполнении им различных социальных ролей. Для успешного развития детей необходимо чётко понимать, что воспитание должно проходить в правильно устроенной предметно – ориентированной развивающей среде (соответствующие игрушки, уголки, различные методические материалы, детская литература и т. д.). Старший дошкольный возраст, а именно 5-7 лет, является самым благоприятным периодом становления полоролевого поведения и усвоения гендерного репертуара. В данном возрасте у детей наблюдается положительная динамика в показателях, которые характеризуют уровень развития детей.
Биологический пол является врождённым признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека. На процесс полоролевого воспитания влияет социум и ближайшее окружение ребёнка – семья. Процесс формирования полоролевого поведения, а так же формирование мужских и женских эталонов должен сопровождаться особым вниманием со стороны взрослых, в частности педагогов. Существуют различные формы работы с детьми. Например: чтение художественной литературы с элементами проявления маскулинных и феминных моделей поведения героями, сюжетно-ролевые игры, способствующие усвоению эталонами поведения мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях, а так же этические беседы с целью развития моральных представлений о жизни мальчиков и девочек.
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:
Организованные занятия (групповые, индивидуальные, подгрупповые)
Этические беседы
Игры
Экскурсии
Самостоятельная работа детей
Решение моральных ситуаций
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. При организации занятий мы учитываем психологические особенности мальчиков и девочек, поэтому мы строим учебно - воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребёнок будет успешен. Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют, но мы учитываем что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, и поэтому мы не прерываем их игры, а лишь направляем в нужное русло. В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Правильно организованная среда даёт ребёнку возможность примерить на себя роль и обязанности мужчины и женщины, а так же решение различных бытовых ситуаций в игровой деятельности посредствам игрушек. Именно в сюжетно-ролевой игре к концу дошкольного возраста, начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. А также психолого-педагогическое условие – установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения. Все наши педагогические старания, не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Необходимо тесное сотрудничество с родителями. Необходим определённый запас знаний, которым воспитатель, работающими с детьми и родителями может поделиться. Передача знаний родителям предполагает определённую компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей.