Елена Барабашина
Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг. «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое «гендер»(gender? По одним источникам- с английского «род»,
по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.
Публикация «Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг, „Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Цель. Повысить свой профессиональный уровень по теме через изучение основных принципов гендерного развития детей. Подключить к процессу по гендерному воспитанию детей родителей, с целью предотвращения серьезных проблем в будущем.
Задачи: - собрать и изучить необходимую литературу для того, чтобы разбираться в физиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;
-создать развивающую среду в группе с учётом принятых норм для мальчиков и девочек;
-составить библиотечку и картотеку игр по теме;
- с раннего возраста формировать у детей представления о поведенческих особенностях и различиях полов;
- заинтересовать и привлечь родителей к воспитанию ребёнка в семье собственным примером с учётом гендерного воспитания;
-организовать процесс таким образом,чтобы он стал цельным и непрерывным в ДОУ и семье, видеть родителей как партнеров в своей работе.
Актуальность темы - всем очевидна.
Толерантность «терпимость к другим, отличным от тебя», я бы назвала её терпимостью к слабостям других, сыграла с современным обществом злую шутку. Как и ювенальная юстиция, от той вообще страшные последствия.
Сильно пошатнулась исторически сложившаяся значимость роли семьи в полноценном воспитании и развитии ребенка как члена общества.
Мне есть с чем сравнить, у меня было пионерское детство, разнообразие кружков по интересам и способностям, нормы ГТО и «Зарницы». Мы, дети, четко осознавали свое поведение в соответствии с полом, хотя и понятие «Гендерное воспитание» даже не употреблялось.
Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
В советское время разница в поведении полов впитывалась с молоком матери. Воспитание детей шло естественным образом, опираясь на мужское и женское начало - с самого рождения, и в семье и детском саду и в школе. Из поколения в поколение на примере полных семей, с перспективой воспитания девочек как «хранительниц семейного очага», мальчиков как защитников Отечества.
Но влияние западных взглядов на социальное поведение в обществе постепенно вымывает те принципы, на которые опиралось гендерное воспитание в нашей стране. Большой процент родителей попал под это мировоззрение и теперь им затруднительно воспитывать детей и подавать нужный пример. Не говоря о детях, выросших вне семьи, они тоже становятся родителями, которых самих порой надо воспитывать.
Роль семьи в гендерном воспитании ребенка первостепенна, т. к. малыш ориентируется на поведение родителей.
Поэтому родителям, да и всем взрослым в окружении ребенка необходимо следить за собой, зная, что дети подражают их поведению и привычкам. А чтобы понять разницу между мужским и женским началом - ребенку важно общаться и папой и с мамой.
Но ни в коем случае нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и социальные факторы формируют личность наравне с биологическими данными.
Надо развивать и воспитывать ребенка так, чтобы он научился совмещать и традиционные для своего пола качества, и лучшие проявления противоположного пола.
Глядя на современную молодежь, порой довольно сложно идентифицировать половую принадлежность - нарочитое грубое поведение, мужской стиль одежды у девушек, изнеженность и налет гламурности, с последующей инфантильностью у юношей. И их поздновато и сложно перевоспитывать. Поэтому этим надо заниматься как можно раньше, от самого рождения. Подчеркивать ребенку «Ты девочка…», «Ты мальчик…», соответствующая одежда, цвет, игрушки, способы и круг общения. Особенно мальчикам необходимо внимание и участие в воспитании отца, деда,брата и т. д.
Этой теме долгий период времени не заслуженно уделяли слишком мало внимания. Сейчас спохватились, но с большим опозданием. В мире происходят необратимые изменения в восприятии человека как субъекта определенного пола от рождения.
В Германии заявили «о слишком гендерном воспитании» и всерьез поставили на рассмотрение закон на самоопределение пола как волеизъявлении подростка. Более извращенного понятия свободы и прав человека трудно представить. И это не только в Европе.
Принципы гендерного воспитания, я считаю, должны вновь стать основополагающими и в семье и ДОУ. В этом году у меня группа малышей раннего возраста от полутора до трех лет. Поэтому мной была выбрана именно эта тема самообразования. Мне хотелось начать заниматься гендерным воспитанием детей от самых истоков нахождения их в ДОУ.
Всем известно, что у мальчиков и девочек с раннего возраста формируются разные интересы и способы общения. С 2-3летнего возраста малыши начинают осознавать свой пол. Внимательно наблюдают за взрослыми и подражают их поведению. Дошкольный возраст - наиболее значимый и активный период адаптации детей к социальным нормам.
Необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять и заботливо развивать их потенциал, что существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им правильно освоить и представить обществу свое гендерное поведение.
План работы на учебный 2017-2018 гг.
№ Мероприятия – подготовительный этап Сроки проведения
1 Подбор и изучение методической литературы поданной теме Сентябрь-май
2 Подбор художественной литературы для детей раннего возраста для библиотеки и составление картотеки игр Сентябрь-октябрь
3 Адаптирование материально-технического оснащения группы в соответствии с ФГОС и возрастом детей Сентябрь-май
4 Поиск консультативной информации для уголка родителей октябрь
5 Привлечение родителей к участию в работе по теме. Консультация «Гендерное воспитание детей раннего возраста» Октябрь-ноябрь
6 Опрос и привлечение родителей к участию в проекте. Консультация «Значение проектной деятельности в ДОУ» декабрь
Основные мероприятия с детьми
1 Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН, особенности личной гигиены мальчиков и девочек. Сентябрь- май
2 «Этикет и поведение» -знакомство детей с раннего возраста с нормами поведения, объясняя их социальные нормы:
«Правила хороших манер очень просты» «Скажи доброе слово» Сентябрь- май
- «Знать правила дружбы очень важно!» Игра «Подарок»идр.
- «Как вести себя в гостях и общественных местах»- формирование навыков поведения. Игра «Собираемся в гости»
- «Что недопустимо в поведении мальчиков?» «Смайлик» и др.
- «Как следует вести себя девочкам.» Игра «Маленькая хозяйка» и др.
- «Чему хорошему мы можем научиться друг у друга?» Игра «давайте говорить друг другу комплименты!» и др.
3 Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье. Сентябрь- май
4 Воспитание через игру. «Характеры и игры». Разнообразие игр.
(Картотека игр.) Сентябрь- май
- Моделирование жизненно - значимых ситуаций.
Специально организованные виды деятельности.
- Игра – первые сюжетные линии. Ребенок в роли режиссера (перевоплощение).
- Игры – состязания, символические, имитационные, дидактические игры.
- Знакомство со сказками и игры по ним «Поговорим с героем сказки»
Русские народные игры.
5 Приобщение ко взрослой деятельности: -в ДОУ совместная деятельность со взрослыми и сверстниками- посильные поручения. Сентябрь- май
6 Знакомство с трудом взрослых -экскурсии по детскому саду: кухня, прачечная, труд дворника,воспитателя и его помощника.
Игра «Отгадай профессию» и др. Сентябрь- май
7 Привлечение ребенка к посильной помощи дома маме по дому
и папе по хозяйству.
Игры «Помощники», «Наши папы, наши мамы», и др. Сентябрь- май
Основные мероприятия с родителями
1 Мотивационные беседы с родителями на совместную работу по воспитанию детей с акцентом на гендерную социализацию. Консультация «Актуальность гендерного воспитания» Сентябрь-октябрь
2 Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе и на площадке Сентябрь- май
3 Консультация на информационном стенде для родителей «Авторитет родителей в семье» сентябрь
4 Сбор детских фотографий мам у девочек и пап у мальчиков Октябрь-ноябрь
5 Консультация на информационном стенде для родителей «Все дети разные» (о разном и индивидуальном подходе к ребенку) ноябрь
6 Фотосесия «Дитя и мама (папа)» Ноябрь-декабрь
7 «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей» - информация для родителей Декабрь-январь
8 Ознакомление родителей с картотекой игр для эффективного проведения зимних каникул Декабрь-январь
9 Буклет «Такие разные девочки и мальчики» Февраль
10 Предложить родителям для прочтения книгу А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей»(много практических советов) Февраль-май
11 Консультация «Простые правила воспитания мальчиков», «Простые правила воспитания девочек» Март
11 Фотовыставка «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» Март
12 Проект №1 (I младшая группа) «Вот какой была девочкой мама, вот каким был мальчиком папа» и его презентация Апрель-май
Трансляция среди коллег
1 Отчет о проделанной работе по теме на РМО Апрель
2 Отчет о проделанной работе по теме на педагогическом совете
в д/саду «Буратино» Май
3 Публикация статьи на сайте педагогических работников Май
Для начала работы по теме изучила теоретический материал,подобрала книги и консультации для родителей. (В апреле выходит журнал «Мой ребенок» основная тема, которого «Гендерное воспитание детей»). И для реализации плана моего самообразования по гендерному воспитанию в начале года я с родителями каждого ребенка провела беседу о необходимости внедрения гендерного аспекта в воспитательно-образовательный процесс и выстраивание единой линии в группе детского сада и дома. При активном участии родителей была оформлена комната раздевалки с учетом выбранного направления: стенд для размещения информационно-обучающего материала, консультаций рекомендательного характера; ящик для вопросов, предложений и пожеланий (рассматривались на родительских собраниях).
На протяжении всего года периодически менялась, трансформировалась, обогащалась среда группы при неизменной поддержке родителей.
В течение текущего учебного года множество аспектов гендерного воспитания и как следствие, поведения, было затронуто в игре, режимных моментах в свободной деятельности, совместно проведенное с родителями время – праздники, игры,прогулки и субботники дали детям элементарные представления о поведенческих различиях мальчиков и девочек как представителей разных полов.
При формирования КГН учитывала особенности для мальчиков и девочек, начиная с горшков и со второго полугодия осваивали умение пользования унитазом.
Через моделирование ситуаций «Я и моя семья» ,специально организованные виды деятельности «Мальчики-защитники» ,»Будущие папы», «Девочки маленькие принцессы, будущие мамы, утешительницы…»и т. д., игры разной формы и направленности мы освоили первые нормы поведения и правил, присущих разным полам в обществе:
- девочки проходят вперед,а мальчики придерживают дверь,
- подать стул или уступить игрушку,
-накрывая на стол - первым тарелки ставится девочкам и младшим детям, мальчики ждут и понимают,
- девочки всегда пожалеют расстроенного друга, помогут завязать шарф,
- различия во внешнем виде – одежде, прическе,
-Познакомились с понятием «Эмоции» ,что такое чувство. Стали понимать, что чувствует друг, когда его обидели и пожалели.
- Собрали фотографии родителей в детском возрасте на выставку «Когда папа и мама были такими как я»,
Фотовыставка совместных фотографий детей с родителями «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» - для усвоения будущих социальных ролей: «Мама была девочкой, и я вырасту стану мамой…»
Девочек стали чаще одевать в платья, сарафаны, прибирать красиво волосы. Мальчиков коротко стричь, равняться на папу:»У меня папа солдат и я буду солдат!».
Произошел большой прогресс в развитии навыков самообслуживания.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Как известно, воспитательно-образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
Нам удалось осуществить преемственность педагогического воздействия при работе с детьми, так как было выполнено важнейшее условие - установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Литература:
1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
2. Клецина И. С., Практикум по гендерной психологии
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира (половое воспитание, гендерное воспитание)
4. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Молодой ученый. 2014.№18.
5. Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо) Воспитание дошкольников : «Обруч» №3 -2009
6. Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ г. Москва «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания
7. Марина Рындина «Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация для воспитателей
8. Бутылина Оксана Александровна «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей
9. Сергина Оксана Геннадьевна «Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей
10. А. А. Чекалина «Гендерная психология» Учебное пособие. Издательство «Ось-89» Москва 2009
11. А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей».
ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2010