Получи документы

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Севиндж Гахраманова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

Гахраманова Севиндж Салим кызы,

воспитатель ГБОУ школа 1272 г. Москва

Термин «гендер», появившийся в западной психологии в 1950-х годах, был связан, прежде всего, с изучением людей, чья самоидентификация в качестве мужчины или женщины не совпадала с биологическим полом. Тогда был поставлен вопрос, какие же социальные, психологические, поведенческие качества и модели поведения в современном обществе присущи людям разных полов. В качестве определения гендера в современной отечественной науке предложена дефиниция, разработанная И. С. Клециной, которая понимает гендер как «специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме» (И. С. Клецина, 2004, С. 71). Таким образом, из теории следует, что гендер – не природная данность, а социальный конструкт (Т. В. Бендас, 2006, С. 16). Гендер предполагает полоролевое самоосознание индивида, на которое можно и должно влиять путем воспитания, причем, чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше.

Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С чем сталкивается воспитатель детского сада, работая с группой детей в детском саду? Мальчики и девочки, осознавая свою принадлежность к мужскому или женскому полу (таковая самоидентификация, по мнению детских психологов, происходит уже к 2-м годам, не всегда демонстрируют присущие своему полу качества и линии поведения: мальчики могут быть плаксивы, нежны, несамостоятельны и зависимы, девочки, напротив, активны, лишены терпения, скромности, склонны к конфликтам. Педагогически это понятно – дети пока малы, переживают или только что пережили кризис 3-х лет, качества их личности неустойчивы и подвижны (Л. И. Божович, 2016, С. 307-309). Но не может не настораживать тот факт, что тенденция смещения гендерных моделей, наблюдаемая в последние двадцать лет, проявляется последнее время особенно остро. Поэтому гендерному воспитанию, понимаемому как полоролевое воспитание, уделено пристальное внимание в федеральных государственных стандартах образования, разработанных для детских дошкольных учреждений. К концу обучения в ДОУ, т. е. к 6-7 годам, стандарт предполагает, что «Ребенок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, 2014.)

Работа, направленная на достижение заданного стандарта, имеет несколько направлений.

Прежде всего — общее формирование у педагогов понимания психологических различий мальчиков и девочек в процессе дошкольного развития. Мозг у детей мужского и женского пола развивается в разные сроки, имея при этом качественные различия, которые необходимо учитывать. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, ответственное за логические построения и речь. У мальчиков до среднего школьного возраста идет опережающее развитие эмоциональной сферы. Для мальчиков пред-почтительно зрительное восприятие, девочки уже способны воспринимать информацию на слух. (Л. И. Божович, 2016, С. 307-309). Отсюда обманчивое впечатление общей «развитости», ответственности, настойчивости и эмоциональной стабильности девочек. Все эти особенности, зачастую прямо противоположные окончательным гендерным стереотипам поведения мужчин и женщин, воспитателям следует учитывать.

Далее – необходима работа педагогов ДОУ с родителями. Весьма часто в можно наблюдать, что в семье ребенка воспитывают именно как ребенка, нивелируя половую принадлежность дошкольника, что объясняется родителями малым возрастом чада. Необходимо, чтобы родители были в курсе важности гендерного воспитания, а также методик, применяемых для этого в ДОУ (Т. Н. Доронова, 2008). Очень желательным является и привлечение родителей к процессу гендерного воспитания в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.

Третий важный момент — для формирования гендерной идентичности дошкольников важную роль играет предметно-развивающая среда, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные качества, а также особенности, присущие своему полу (Я. С. Коломинский, 2001. С. 20)

Ведущим видом детской деятельности для дошкольников является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми своих гендерных ролей. Даже младшие дошкольники, не говоря уж о средних и старших для развертывания сюжетной игры нуждаются в совокупности игровых предметов, задающих «воображаемую ситуацию», неважно, связана эта ситуация с мужским, женским или совместным действием.

Как ни странно, в оборудовании ДОУ зачастую преобладают предметы, преимущественно создающие среду для игр девочек, нежели мальчиков: куклы, коляски, кукольная одежда, разнообразная кукольная мебель или игровое пространство, имитирующее приспособления для женских профессий или домашних занятий: парикмахерская, игрушечный магазин, игрушечная кухня, ванная и т. п. На долю мальчиков чаще всего остаются разнообразные машинки, которые являются скорее не средством для создания игровой среды, а сугубо операционным предметом в игре (С. Е. Кувшинова, 2013). Поэтому внимание должно быть уделено формированию «мальчишеской» игровой среды: игрушечного «автопарка», наличию наборов игрушечных инструментов для освоения той или иной «мужской» профессии, детская военная / полицейская / пожарная / морская форма, игрушечная железная дорога и т. п. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строитель-ного материала. Мальчики сначала под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно могут конструировать гараж для автомобиля, дорожную развязку, построить дом, создать из конструктора пароход, самолёт, вагон поезда и т. д. Про создании «мужской» игровой среды нужно учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, а сами игры проходят у них более энергично и шумно, чем у девочек. Это закономерно, и объясняется особенностями развития, которые нужно учитывать.

Наконец, последнее – по порядку, но не по значимости – собственно воспитательный процесс, который также распадается на несколько составляющих.

Гендерное воспитание в ходе образовательной деятельности детей включает в себя разнообразные дидактические игры, беседы, загадки, знакомство с правилами этикета, решение доступных в дошкольном возрасте проблемных межполовых ситуаций и многое другое. Важно, чтобы в данном случае у детей формировалось понятие не только о собственной половой принадлежности, но и о моделях поведения мужчин и женщин в социуме.

Для понимания детьми половых ролей не обойтись без таких мощных средств, как чтение доступной дошкольникам художественной литературы, а также обсуждение произведений, иллюстраций к ним. Для этих целей русский народный фольклор, произведения русских и советских отечественных писателей предоставляют богатейший материал. На примере литературных героев мальчики учатся быть смелыми, ответственными, мужественными, а в девочках пробуждаются такие качества как верность, нежность, забота, мягкость и др. И мальчики, и девочки осознают социальную роль своего пола, учась одновременно, строить конструктивные отношения с полом противоположным.

В процессе трудовой деятельности, к которой в ходе обучения в ДОУ посильно привлекают дошкольников, мальчикам поручаются работы, связанные с использованием физической силы и ловкости, а девочкам – с аккуратностью.

Музыкальные занятия и разучивание парных танцев само собой предназначено для формирования у детей представлений о разности полов. Мальчики овладевают в танцах ролью ведущего партнёра, разучивают движения, требующие ловкости, силы (при поддержке партнёрши, а девочки учатся быть ведомыми, приобретают грацию, мягкость, изящество.

Занятия физической культурой также помогают осуществлять гендерный подход к воспитанникам ДОУ : в процессе специально организованных занятий дети овладевают такими физическими качествами, которые принято считать мужскими или женскими. Так, обучение сложным двигательным движениям (например, метание мяча на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам).

Итак, в период дошкольного детства педагоги ДОУ не только должны, но имеют все возможности помочь любому ребенку раскрыть те уникальные качества и свойства личности, которые даны ему полом.

Литература.

1. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб. : Питер, 2006. 510 с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2016. 382 с.

3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М. : Просвещение, 2008. 127 с.

4. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : Теория и практика. – СПб. : Алетейя, 2004. 418 с.

5. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки. Знание-сила. М. : Владос, 2001. 289 с.

6. Кувшинова С. Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте : Как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста? [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1 (Дата обращения 16. 11. 2017)

7. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика синтез, 2014. 368 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Разница в общении с мальчиками и девочками. Мальчики. Обычно не следят.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников. Девочки и мальчики в школе»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников. Девочки и мальчики в школе» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Девочки и мальчики в школе. Девочки показывают лучшую психологическую.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Стихотворения для детей в возрасте 4 до 9 лет «Развитие женских качеств (гендерное воспитание)» Доброго времени суток, Вам, путешествующие по МААМ. В предыдущей публикации я постарался, в поэтической форме, осветить вопрос, как воспитывать.

Трудовое воспитание детей дошкольного возрастаТрудовое воспитание детей дошкольного возраста Недаром в русской народной пословице говорится: "Человек трудом красен". Леность ни когда не была положительной чертой человека. Поэтому.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 16:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Севиндж Гахраманова (УИ 317071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД