Татьяна Штоппель
Гендерная составляющая на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерная составляющая на занятиях
по физической культуре в ДОУ
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами. Физкультурные занятия остаются основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям. Однако главным условием успешного проведения занятий является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом их гендерных особенностей. Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развитие детей в ходе полоролевой социализации. Вопросами половой дифференциации в современной отечественной педагогике занимаются Т. А. Репина, Э. К. Суслова, В. Д. Еремеев, Т. П. Хризман и др. Они рассматривают проблему полового воспитания в рамках современного дошкольного образовательного учреждения. Большинство дошкольных учреждений физическое воспитание детей, ориентирует на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения, что, к сожалению, не соответствует природе ребенка. Основная цель внедрения гендерных технологий в физическом развитии – создать такие подходы, которые смогли бы обеспечить нормальное формирование и развитие функций и систем организма, раскрыть способности в становлении личности мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических, анатомо-физиологических, двигательных различий мальчиков и девочек.
Публикация «Гендерная составляющая на занятиях по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Содержание некоторых авторских программ, опыт работы специалистов по физическому воспитанию дошкольных учреждений подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек. То есть, во все времена стратегия воспитания была связана с полом ребёнка.
У мальчиков стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик – смелость, волю, силу духа, готовность защищать. У девочек – нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие, то, что соответствовало природным задаткам. Результаты диагностики физической подготовленности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста показывают, что есть ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Так, например есть отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжкам через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков, а также в гибкости (девочки от природы более гибкие в отличие от мальчиков). У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Физическое развитие должно закладывать основы гендерного поведения, факторы социальной среды – образцы и условия полоролевого формирования личности. Поэтому поиск инновационных технологий к воспитанию здорового дошкольника, как представителю определённого пола, послужило необходимостью применения гендерных технологий в физическом воспитании, углубляя понимание половой принадлежности: «Я-мальчик», «Я -девочка».
На занятиях используются следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников. Дифференцированные задания могут применяться как в отдельных частях занятия, так и во всем занятии в целом.
1. Нормирование физической нагрузки в большей степени основывается на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, тип конституции. Мальчикам с низким уровнем физической подготовленности нагрузка повышается постепенно. В то же время требования полоролевого воспитания предполагали формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Поэтому необходимо акцентировать внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения.
2. Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легче, в то время как у девочек они вызывают трудности и требуют большего времени для овладения ими (метание на дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения, легкие для овладения девочками, но требующие многого времени и усилий у мальчиков (прыжки на скакалке). Поэтому требовались особые индивидуальные подходы.
3. Качество выполнения заданий. От мальчиков требуется большая четкость, дополнительные усилия, а от девочек – больше пластичности, выразительности.
4. В расстановке и уборке снарядов. Девочки всегда расставляют и убирают
только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики несколько человек тяжелое оборудование.
5. В оценке деятельности. Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».
6. В подвижных играх дети принимают разные роли, в зависимости от гендерной принадлежности : кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние: «ров» - шире, бег - дальше. При проведение упражнений типа «паровозик», «гусеница», «сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному, мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчикам кладут руки на плечи).
Взрослый должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствие с этим. Нужно не забывать, что гендерный подход не должен использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности. Учет пола дошкольников позволит педагогу добиться высоких результатов, не нарушая хода становления личности.