МААМ-картинки

Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ. Опыт работы

Елена Гаврюшина
Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Данная методическая разработка является дополнением к адаптированной программе и может использоваться психологами как дополнение к общеразвивающей программе. В данном материале представлен опыт работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ с определенными степенями к ограничению здоровья (способности к самообслуживанию и передвижению, согласно ИПРА). Данный материал может быть использован, как пособие для начинающих педагогов-психологов в работе с детьми с ОВЗ.

Пояснительная записка

Публикация «Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, Опыт работы» размещена в разделах

Программа психологического сопровождения построена на основе гуманно-личностного отношения к ребенку с ОВЗ.

Цель – это система коррекционно-развивающих занятий, составленная исходя из индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Задачи:

- компенсация трудностей развития;

- осуществление дифференцированного подхода, исходя из показаний к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий (см. перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности и степень их ограничения);

- создание условий, предметно-развивающей среды для благоприятного развития способностей детей.

Ожидаемые результаты реализации программы

- положительная динамика реабилитации, развития и социализации ребенка с ОВЗ.

Содержание программы

Основанием для проведения коррекционно-развивающей работы в системе определенного дошкольного учреждения является заключение психолого-медико-педагогического консилиума, т. е. ПМПк, где на заседании специалисты приходят к единому мнению по коррекционно-развивающей работе для конкретного ребенка. И эффективность данного направления работы будет зависеть в первую очередь от специализированного сопровождения ребенка данной категории всеми специалистами дошкольного учреждения. На основе данного заключения, педагог-психолог выстраивает индивидуальный образовательный маршрут – ИОМ.

При выборе образовательного маршрута должен учитываться: диагноз ребенка, его группа здоровья. уровень двигательной активности, утомляемость, его индивидуальные и возрастные особенности. Во время составления плана ИОМ, важно учитывать комплексные нарушения развития, которые могут присутствовать наряду с основным заболеванием.

Примечание: программа выстроена с учетом показаний ИПРА по диагнозу - гемипарез.

Особенности проведения занятий для ребенка с ОВЗ

Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с данным ребенком проводится с опорой на сохраненные зоны развития. При этом, педагог-психолог помогает ребенку преодолеть дефекты и формироваться в целом. Образовательный материал выстраивается на несколько блоков, и следует в более медленном темпе работы.

Непосредственная образовательная деятельность выстраивается для активизации познавательной активности ребенка с учетом его особенности развития.

Программно-методический ресурс

При проведении занятий частично используется технология М. Монтессори (где используются материалы и оборудование, применяемые для сенсорной комнаты).

Материалы для подготовки к занятиям используются по интернет-ресурсам и программам, которые можно найти в открытом доступе.

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка, С. А. Шанина, А. С. Гаврилова

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики, Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

Развивайся малыш! : система работы по профилактике отставания и коррекция отклонений в развитии детей раннего возраста (от 0-4 лет) О. В. Закревская

Программа «Детский сад по системе Монтессори» (Е. А. Хилтунен, О. Ф. Борисова, В. В. Михайлова)

Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М. Л. Лазарев

Программа «Искорка» Л. Е. Симошина

Программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова

Диагностическая деятельность

В диагностической работе могут быть использованы материалы следующих авторов:

Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей»; под ред. Е. А. Стребелевой

Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности дошкольный и младший школьный возраст/авт. сост. : Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.

Этапы проведения программы

Диагностический – проведение первичной диагностики.

Подготовительный – подготовка материалов и оборудования, корректировка структуры занятий, исходя и результатов первичной диагностики.

Этап развивающей работы и психологической коррекции – проведение занятий по программе.

Аналитический – подведение итогов (итоговая диагностика, рекомендации на перспективу развития ребенка.

Занятия по программе рассчитаны на 3 раза в неделю, исходя из возрастной нормы, составляют 15 минут и рассчитаны на весь год, с учетом летнего периода и составляют 36 занятия в квартал, всего 144 занятия, которые в зависимости от квартала повторяются и направлены на развитие и реабилитацию определенных параметров.

Календарно-тематическое планирование

Количество занятий по одному кварталу (всего 36)

Темы занятий Количество занятий по темам

«Я хожу в детский сад» 4

«Я человек» 4

«Моя семья» 4

«Дом» 4

«Настроение» 4

«Поведение» 4

«Дружба» 4

«Мир профессий» 4

«Предметы вокруг нас» 4

Количество занятий по другому кварталу (всего 36)

«Времена года» 4

«Окружающий мир» 4

«Праздники» 4

«Игрушки» 4

«Животные» 4

«Посуда» 4

«Одежда» 4

«Обувь» 4

«Транспорт» 4

Примерное планирование занятий

Занятие 1 тема «Я хожу в детский сад»

Знакомство с волшебной комнатой.

Игра-приветствие «Знакомство» (с мячом).

Игра-путешествие «Я хожу в детский сад» (хождение по тактильной тропе)

Задания на двигательную активность (катание мяча).

Релаксация «Я лежу на лугу»

Итог занятия: Сегодня мы (играли с мячом)

Занятие 2 тема «Я хожу в детский сад»

Игра-приветствие «Поздоровались» (обучение приемам общения)

Игра-путешествие «Детсадовская дорожка»» (прохождение тропы через кегли, перешагивание дорожки через скакалку)

Массаж с помощью резинового мяча (во время массажа использование шишек – как имитации ежа с колючками). Массаж пальчиков от кончика к запястью с минимальным нажатием.

Релаксация «Летний день»

Итог занятия: Я горжусь собой…

Занятие 3 тема «Я хожу в детский сад»

Игра-приветствие «Комплименты» (обучение приемам общения с катанием мяча)

Игра-путешествие «Я построю детский сад» (прохождение тропы препятствий через мягкие игрушки, постройка детского сада из мягких модулей)

Массаж. Взрослый берет ручку ребенка в свою, а другой рукой большим пальцем слегка надавливая, массирует центр ладошки.

Упражнение. Слегка сжать ладошку ребенка в кулачок, больную ручку слегка прижать, и потихоньку раскрывать пальчики, повторяя слова:

Это улей, это пчелы (кулачок и пальчики)

Вот они показались из улья

Раз, два, три, четыре, пять (по возможности стареемся раскрыть пальчики)

Релаксация «Звуки природы»

Итог занятия: Сегодня я смог сделать…

Занятие 4 «Я хожу в детский сад»

Игра-приветствие (с помощью пальчиковой гимнастики)

Загибаем ребенку пальчики и выпрямляем их со словами:

Этот пальчик в детский сад пошел

По пути он гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик резать стал

Этот пальчик грибы съел

Оттого и потолстел…

Игра-путешествие А мы пойдем в детский сад через речку (перешагивание через палочки, пройдем по мостику (провести ребенка по тропе) и пройдем по камушкам (пройтись по тактильной тропе с крышками).

Малоподвижная игра «Сбей кеглю»

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 1-2 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Релаксация «Я отдыхаю»

Итог занятия: Я умею…

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов»Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов» Уважаемые коллеги! Продолжаем разговор о технологии тимбилдинга. В ФГОС ДО основным вопросом является вопрос психологического комфорта.

Одному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учрежденийОдному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учреждений Я работаю в «Комплексном центре социального обслуживания населения № 4» в отделении помощи семье и детям. На базе нашего Центра в апреле.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Опыт работы «Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка» «Создание комфортной развивающей предметно – пространственной среды группах ДОУ» Одним из основных факторов развития личности ребенка является.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Опыт работы с родителями в условиях самоизоляции и карантина по коронавирусу «#СидимДома. Так надо!» Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и детки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ. Опыт работы
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 14:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гаврюшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД