Елена Гаврюшина
Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка является дополнением к адаптированной программе и может использоваться психологами как дополнение к общеразвивающей программе. В данном материале представлен опыт работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ с определенными степенями к ограничению здоровья (способности к самообслуживанию и передвижению, согласно ИПРА). Данный материал может быть использован, как пособие для начинающих педагогов-психологов в работе с детьми с ОВЗ.
Пояснительная записка
Публикация «Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Программа психологического сопровождения построена на основе гуманно-личностного отношения к ребенку с ОВЗ.
Цель – это система коррекционно-развивающих занятий, составленная исходя из индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Задачи:
- компенсация трудностей развития;
- осуществление дифференцированного подхода, исходя из показаний к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий (см. перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности и степень их ограничения);
- создание условий, предметно-развивающей среды для благоприятного развития способностей детей.
Ожидаемые результаты реализации программы
- положительная динамика реабилитации, развития и социализации ребенка с ОВЗ.
Содержание программы
Основанием для проведения коррекционно-развивающей работы в системе определенного дошкольного учреждения является заключение психолого-медико-педагогического консилиума, т. е. ПМПк, где на заседании специалисты приходят к единому мнению по коррекционно-развивающей работе для конкретного ребенка. И эффективность данного направления работы будет зависеть в первую очередь от специализированного сопровождения ребенка данной категории всеми специалистами дошкольного учреждения. На основе данного заключения, педагог-психолог выстраивает индивидуальный образовательный маршрут – ИОМ.
При выборе образовательного маршрута должен учитываться: диагноз ребенка, его группа здоровья. уровень двигательной активности, утомляемость, его индивидуальные и возрастные особенности. Во время составления плана ИОМ, важно учитывать комплексные нарушения развития, которые могут присутствовать наряду с основным заболеванием.
Примечание: программа выстроена с учетом показаний ИПРА по диагнозу - гемипарез.
Особенности проведения занятий для ребенка с ОВЗ
Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с данным ребенком проводится с опорой на сохраненные зоны развития. При этом, педагог-психолог помогает ребенку преодолеть дефекты и формироваться в целом. Образовательный материал выстраивается на несколько блоков, и следует в более медленном темпе работы.
Непосредственная образовательная деятельность выстраивается для активизации познавательной активности ребенка с учетом его особенности развития.
Программно-методический ресурс
При проведении занятий частично используется технология М. Монтессори (где используются материалы и оборудование, применяемые для сенсорной комнаты).
Материалы для подготовки к занятиям используются по интернет-ресурсам и программам, которые можно найти в открытом доступе.
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка, С. А. Шанина, А. С. Гаврилова
Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики, Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
Развивайся малыш! : система работы по профилактике отставания и коррекция отклонений в развитии детей раннего возраста (от 0-4 лет) О. В. Закревская
Программа «Детский сад по системе Монтессори» (Е. А. Хилтунен, О. Ф. Борисова, В. В. Михайлова)
Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М. Л. Лазарев
Программа «Искорка» Л. Е. Симошина
Программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова
Диагностическая деятельность
В диагностической работе могут быть использованы материалы следующих авторов:
Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей»; под ред. Е. А. Стребелевой
Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности дошкольный и младший школьный возраст/авт. сост. : Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.
Этапы проведения программы
Диагностический – проведение первичной диагностики.
Подготовительный – подготовка материалов и оборудования, корректировка структуры занятий, исходя и результатов первичной диагностики.
Этап развивающей работы и психологической коррекции – проведение занятий по программе.
Аналитический – подведение итогов (итоговая диагностика, рекомендации на перспективу развития ребенка.
Занятия по программе рассчитаны на 3 раза в неделю, исходя из возрастной нормы, составляют 15 минут и рассчитаны на весь год, с учетом летнего периода и составляют 36 занятия в квартал, всего 144 занятия, которые в зависимости от квартала повторяются и направлены на развитие и реабилитацию определенных параметров.
Календарно-тематическое планирование
Количество занятий по одному кварталу (всего 36)
Темы занятий Количество занятий по темам
«Я хожу в детский сад» 4
«Я человек» 4
«Моя семья» 4
«Дом» 4
«Настроение» 4
«Поведение» 4
«Дружба» 4
«Мир профессий» 4
«Предметы вокруг нас» 4
Количество занятий по другому кварталу (всего 36)
«Времена года» 4
«Окружающий мир» 4
«Праздники» 4
«Игрушки» 4
«Животные» 4
«Посуда» 4
«Одежда» 4
«Обувь» 4
«Транспорт» 4
Примерное планирование занятий
Занятие 1 тема «Я хожу в детский сад»
Знакомство с волшебной комнатой.
Игра-приветствие «Знакомство» (с мячом).
Игра-путешествие «Я хожу в детский сад» (хождение по тактильной тропе)
Задания на двигательную активность (катание мяча).
Релаксация «Я лежу на лугу»
Итог занятия: Сегодня мы (играли с мячом)
Занятие 2 тема «Я хожу в детский сад»
Игра-приветствие «Поздоровались» (обучение приемам общения)
Игра-путешествие «Детсадовская дорожка»» (прохождение тропы через кегли, перешагивание дорожки через скакалку)
Массаж с помощью резинового мяча (во время массажа использование шишек – как имитации ежа с колючками). Массаж пальчиков от кончика к запястью с минимальным нажатием.
Релаксация «Летний день»
Итог занятия: Я горжусь собой…
Занятие 3 тема «Я хожу в детский сад»
Игра-приветствие «Комплименты» (обучение приемам общения с катанием мяча)
Игра-путешествие «Я построю детский сад» (прохождение тропы препятствий через мягкие игрушки, постройка детского сада из мягких модулей)
Массаж. Взрослый берет ручку ребенка в свою, а другой рукой большим пальцем слегка надавливая, массирует центр ладошки.
Упражнение. Слегка сжать ладошку ребенка в кулачок, больную ручку слегка прижать, и потихоньку раскрывать пальчики, повторяя слова:
Это улей, это пчелы (кулачок и пальчики)
Вот они показались из улья
Раз, два, три, четыре, пять (по возможности стареемся раскрыть пальчики)
Релаксация «Звуки природы»
Итог занятия: Сегодня я смог сделать…
Занятие 4 «Я хожу в детский сад»
Игра-приветствие (с помощью пальчиковой гимнастики)
Загибаем ребенку пальчики и выпрямляем их со словами:
Этот пальчик в детский сад пошел
По пути он гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик резать стал
Этот пальчик грибы съел
Оттого и потолстел…
Игра-путешествие А мы пойдем в детский сад через речку (перешагивание через палочки, пройдем по мостику (провести ребенка по тропе) и пройдем по камушкам (пройтись по тактильной тропе с крышками).
Малоподвижная игра «Сбей кеглю»
Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 1-2 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.
Релаксация «Я отдыхаю»
Итог занятия: Я умею…