Валентина Горюнова
Образовательная ситуация по ФЭМП «Цилиндр» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Цилиндрик потерялся».
Основная цель: Знакомство со свойствами геометрического тела «цилиндр».
Задачи:
1. Развивать зрительное восприятие:
- анализ свойств исследуемых объектов (при обследовании цилиндра);
- сравнение свойств, предметов (при сравнении плоскостных геометрических фигур и объемных геометрических тел);
- обобщение (при закреплении понятия «геометрические тела»);
2. Закреплять знания о свойствах геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
3. Развивать коммуникативные умения: умение участвовать в диалоге.
Публикация «Образовательная ситуация по ФЭМП „Цилиндр“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Цилиндр. Все о цилиндрах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
4. Тренировать ориентировку в пространстве (находить в обстановке предметы, похожие на цилиндр).
5. Развивать воображение.
Раздаточный материал:
1) Набор геометрических фигур разные по цвету, размеру (три квадрата, три круга, три треугольника); шары, кубы в виде домов, конструктор из цилиндров
2). Предметы по количеству детей или больше: ваза, стакан, чашка, банка из-под кофе, клей-карандаш, пенал, трубочка для коктейля, макароны, валик для покраски, карандаши, маркеры.
Демонстрационный материал:
1) «Домики» для геометрических фигур с разными окнами по форме и размеру и прорезями для «входа»
2) Цилиндр размером выспта17см, длина 9см в одежде
3) Схемы паспортов геометрических тел (шар, куб, конус)
4.) Предметные картинки (утюг, варежка, пароход, дом с трубой, из которой идет дым)
9) Лист белой бумаги на подставке (для теневого театра)
Другое оборудование:
Мольберты (2)
Магнитные доски
Предварительная работа с детьми:
1. Знакомство с геометрическими фигурами и телами (шар, конус, куб согласно программе ФЭМП, их признаками (цвет, форма, размер)
2. Составление паспортов для геометрических тел
«Путешествие» в страну Геометрию, составление паровоза из вагончиков
- Требования:
*актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Дети входят в зал.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Подойдите к ним и поздоровайтесь, назовите свое имя, спросите, как их звать.
Дети здороваются с гостями.
- Ребята, послушайте, кто-то плачет.
Педагог обращает внимание детей, что на одном из стульчиков, стоящих вокруг мольберта сидит какой-то челочек (одетый деревянный цилиндр).
- Откуда ты здесь взялся?
Педагог как бы общается с человечком.
- Ребята, человечек мне сказал, что он житель страны Геометрии. Его друзья часто бывают в вашем детском саду, вот и он захотел подружиться с ребятами.
-А почему ты такой грустный?
- Человечек говорит, что он никого не нашел и заблудился.
- А как же тебя зовут?
- Ой, ребята, человечек так растерялся и расстроился, что забыл свое имя.
- Ребята, хотите помочь человечку? (да, надо всегда помогать..)
- А вы сможете справиться? (мы уже большие, мы уже многое знаем)
-А что для этого надо сделать? (надо отправить в страну Геометрии)
- Как вы думаете, на чем мы сможем туда добраться? (на самолете, на автобусе, мы всегда на поезде добираемся)
- Правильно. Нам нужно построить поезд. Для этого я приготовила картинки-«вагончики».
Дети садятся на стульчики.
2. Актуализация и затруднения
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
3. Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
- Вот мы и в стране Геометрии
Педагог подводит детей к столу, на котором стоит плоскостное изображение дома с разными по цвету квартирами, разными по цвету, форме и размеру окнами, на столе лежат геометрические фигуры, соответствующие окнам.
- Ребята, посмотрите, какой необычный стоит дом, а вот и жильцы этого дома, может в нем живет наш новый знакомый? Как же нам проверить?
(можно спросить жильцов, надо расселить жильцов, может ему останется квартира).
Педагог приглашает детей присесть на стулья.
]Игра «Рассели жильцов»[/b]
Дидактические задачи:
*закрепить умение соотносить предметы по цвету, форме, размеру.
* закрепить умение ориентироваться в малом пространстве, правильно называть стороны
*устанавливать причинно-следственные связи
- Ребята, выберите одну геометрическую фигуру, покажите ее всем, чтобы мы смогли вам помочь, если потребуется, и определите на каком этаже и какую по счету квартиру слева или справа займет этот житель. Если вы правильно найдете местоположение квартиры, то можно будет в нее поселить жильца.
Дети выбирают геометрическую фигуру, находят ее «квартиру» в соответствии с цветом, размером, формой «жильца» и вставляют в прорезь- «вход» под каждой квартирой.
- Вот мы и всех жильцов расселили. Ребята, почему вход в квартиры такой узкий? (потому, что в этом доме живут геометрические фигуры, в этом доме живут плоские фигуры)
- Осталась одна пустая квартира. А как вы думаете, наш человечек мог бы жить в этом доме? (нет, он толстый, ему надо много места….)
- Ну что же будем делать? (пойдемте дальше искать домик нашего Человечка).
Дети встают.
- Определить в каком направлении надо продолжить поиск нам поможет бинокль.
Игра-гимнастика «Бинокль»
Цель:
Снятие психомоторного напряжения, активизация зрительного внимания.
- Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите прямо.
Дети изображают «бинокль» из пальцев и смотрят по сторонам.
Впереди замечают дома.
Педагог и дети подходят к столу, на котором стоят дома «куб», «шар», «конус».
На магнитной доске паспорта геометрических тел.
Игра «Найди паспорт жильца дома».
Цель:
*закреплять умение выделять отличительные признаки геометрических тел
*закрепить умение соотносить признаки объемных тел с их плоскостным отображением
Воспитатель обращает внимание на первый «дом-кубик».
- Ребята, как вы думаете, может это домик нашего человечка (нет, он маленький, он не войдет, ему мало места)
- На какое геометрическое тело похоже форма этого домика, кто может жить в нем? (кубик, домик похож на кубик)
-Давайте найдем паспорт этого «жильца» и обозначим, что в этом доме живет кубик.
Дети выбирают паспорт жильца (куба) и кладут рядом с домиком.
Дальше дети подходят к каждому следующему домику (шар, конус) и по образцу находят паспорта жильцов этих домов, обозначая им хозяина домика.
-Ребята, кто же живет в этих домах? (геометрические тела, объемные фигуры).
-Правильно, но, посмотрите, на доске остался еще один паспорт, может, это паспорт нашего друга и по нему мы сможем узнать его имя. Как же проверить? (надо его рассмотреть)
4. Открытие нового знания
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Дидактическое упражнение
Педагог снимает с Цилиндра шляпу и пальто, и начинает рассматривать его.
- Если посмотрим на него сверху, что увидим? (круг)
-Если посмотрим снизу, что увидим? (круг)
-Какие круги по размеру? (они одинаковые)
-Если посмотрим прямо, что увидим? (прямоугольник)
(при затруднении воспитатель обводит пальцем цилиндр по периметру)
- Ребята, этот паспорт соответствует нашему человечку? (да, у него тоже есть круги и прямоугольник)
- Ну что же, мы нашли паспорт нашего Человечка.
- А что ты умеешь делать?
-Ребята, Человечек говорит, что он очень любит кататься.
Педагог изображает, как Человечек катается.
- Ребята, вот мы все и выяснили про нашего человечка. Что нам поможет уточнить его имя? (наша умная книга, энциклопедия)
Педагог берет книгу Энциклопедию и читает: «Геометрическое тело, у которого сверху круг, снизу такой же круг, а если посмотришь прямо, то увидишь прямоугольник, называется – цилиндр. А древние греки называли его «каток» или «валик».
-Ребята, нашего человечка зовут Цилиндр. А какой домик должен быть у него домик?
(похожий на цилиндр, такой, чтобы он смог там жить)
- Давайте поищем предметы такой же формы, может, и домик его найдется.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях
Требования:
*соответствие используемых игр цели занятия;
*индивидуальные затруднения в играх;
*ситуация успеха в совместной деятельности.
Игра «Дом для Цилиндра».
Дидактические задачи:
*тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение
*закрепить умение делать умозаключения
*развивать зрительное внимание
Дети, продвигаясь, по залу находят вазу, стакан, цветочный горшок и другие предметы цилиндрической формы.
-Ребята, вы правильно нашли все предметы, но может ли Цилиндр жить в вазе, цветочном горшочке? (нет, в вазе должны цветы стоять, в стакан надо наливать сок).
Воспитатель обращает внимание детей еще на один домик, ранее закрытый плоскостным изображением дерева.
- Посмотрите, еще один дом стоит, он ничего вам не напоминает?
(он такой же формы, он как цилиндр, вот его дом)
-Вот и нашелся домик нашего Цилиндра.
6. Итог.
Цель: Организация рефлексии и самооценки своей деятельности.
Входит воспитатель группы
-Ребята, где же были, я вас уже давно жду, ведь нам пора идти на прогулку? (мы были в стране Геометрии, мы ездили на поезде)
-А зачем вы туда ездили? (мы помогла вспомнить имя человечка, мы искали домик)
- Вы смогли ему помочь? (да, смогли)
-Что же вы делали, чтобы помочь? (выполнили все задания, прочитали в книге)
-Почему у вас все получилось? (мы старались, мы все делали вместе)
- Давайте попрощаемся с гостями и пойдем скорей одеваться на прогулку.
Дети прощаются с гостями и уходят.