Татьяна Гаджимагомедова
Фронтальное занятие в подготовительной группе на тему «Звук [И] и буква «И»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Звук и буква «И».
Татьяна Гаджимагомедова
Цели занятия :
Коррекционно-образовательная:
— познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
— закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;
— автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
Публикация «Фронтальное занятие в подготовительной группе на тему „Звук [И] и буква „И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, картинка для звукоподражания, счетные палочки, набор для составления слоговой схемы, предметные картинки со звуком И в названии.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Слушай, повторяй!». Логопед просит детей повторить ряды слов.
Мак — бак — так. Ток — тук — так.
Бык — бак — бок. Дам — дом — дым.
2. Развитие общей моторики
Опустел скворечник,
Улетели птицы, Машут руками, как крыльями.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится. Приседают.
Целый день сегодня
Все летят, летят. Встают, идут по кругу
и машут руками.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
И. Токмакова Бегут по кругу.
3. Развитие мелкой моторики. «Журавли».
Летят лениво журавли.
Летят они прощаются: Взмахи перекрещенными
кистями рук.
С елками зелеными,
С березами и кленами,
С долинами, с озерами,
С родимыми просторами. Загибают по одному пальчику,
начиная с большого.
4. Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц.
Выразить состояние грусти и печали («Вы прощаетесь с улетающими птицами»); изобразить радость («Птицы вернулись в родные края»).
6. Развитие артикуляционной моторики.
— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
— «Дожевывание». Жевательные движения в медленном темпе.
— «Отставление» нижней губы от десен.
— «Втягивание» нижней губы внутрь рта.
— «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки : бл-бл-бл.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: И.
Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ.
8. Объявление темы занятия.
Логопед называет картинки, выставленные на доске, в которых звук И находится в начале слова (звук И произносится при этом утрировано, а затем просит отгадать, с каким звуком дети сегодня будут знакомиться.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика», воздух выходит свободно, не встречает преграду.
Логопед: Звук И — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. Этот звук очень любит произносить маленький ослик. (Картинка для звукоподражания.) Повторите вслед за осликом: «И-и-и».
10. Связь звука и буквы. Выкладывание буквы И из палочек.
Для И три палочки возьми.
Две прямо. Третью наклони.
Т. Куликовская
11. Развитие фонематического слуха. Повторение вслед за логопедом Слоговых рядов.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Мы пойдем на носках,
Мы пойдем на пятках.
Мы идем, как все ребятки.
Раз-два, раз-два!
И как мишка косолапый.
12. Закрепление звука в слогах.
Логопед утрированно произносит слог ИП и вместе с детьми проводит его подробный анализ. По следам анализа дети выкладывают схему.
Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ? (На схеме одна красная и одна синяя фишки.)
13. Закрепление звука в словах.
Деление слов на части (слоги, с определением количества слогов и выкладыванием слоговой схемы. (Выложить столько же полосочек, сколько раз хлопнули.) Определение места звука в словах : индюк, иголка, Ира, игрушки и т. д.
14. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложения по демонстрируемому действию. Выходит девочка (по предварительной договоренности) и начинает собирать игрушки, разбросанные на столе.
Логопед: Скажите, что делает девочка? (Девочка собирает игрушки.) «Девочка» — это слово. А «собирает»? (Слово.) А «игрушки»? (Слово.)
Теперь я попрошу выйти Колю и Дашу. (Дети выходят) Сейчас вы будете «живыми словами». Ира — слово «девочка», Коля — слово «собирает», Даша — слово «игрушки». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то это предложение. А теперь составьте предложение со словами «индюк» и «иголка», то есть подружите эти слова. (Дети составляют предложения.)
15. Закрепление звука в тексте.
Логопед: Слушай, не зевай,
Все загадки отгадай!
Звук И в словах выделяется голосом. Бежит свинка,
Железная спинка. (Иголка с ниткой.) Висит сито —
Не руками свито. (Паутина.)
16. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук?
Когда слова дружат и хотят что-то рассказать, это что? (Предложение.)