Ольга Спорыхина
Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Буква Ё»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме «Буква Ё»
Тема: Буква Ё, ё (1-е занятие)
Цель: познакомить детей с буквой Ёё, случаями обозначения ею двух звуков [й’ о].
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
— познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;
Публикация «Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР „Буква Ё“» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
— познакомить с характеристикой буквы Ё : гласная, обозначает 2 звука — [й’ о];
— закреплять навык звукового анализа букв, состоящих из двух звуков;
— развивать навык звуко-буквенного анализа слов;
— развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
2. Коррекционно-развивающие:
— развивать мышление, внимание и память, связную речь;
— развивать общую моторику;
3. Воспитательные:
— воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;
— воспитание умения внимательно вслушиваться в речь взрослого;
— воспитание умения действовать по инструкции педагога.
Оборудование:
Картинки со словами, начинающимися с буквы Ё; цветные карандаши, простые карандаши, "Тетрадь логопедических занятий» Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н. (по количеству детей, магнитные буквы, цветные мелки.
I. Организационный момент.
- Чем звук отличается от буквы?
- Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные). - Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
- А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?
- С какими «хитрыми» гласными мы с вами познакомились? (Я, Ю, Е) Дети называют по одному слову на заданную букву.
II. Основная часть.
1. Знакомство с буквой Ё.
- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной хитрой буквой - с буквой Ё.
Детям демонстрируется буква Ё.
- Давайте посмотрим, какие слова начинаются с этой буквы (картинки на доске).
- Теперь посмотрите на картинку и назовите. где находится Ё в этих словах - в начале или в конце слова (вывешивается картинка).
2. Работа в тетрадях.
- Написание буквы Ё.
Буква Ё бывает большой и маленькой.
Из каких элементов состоит большая (заглавная) буква Ё? (Из четырех палочек и 2-х точек).
Эти палочки одинаковые? (Нет, разные). Чем они различаются? (Одна палочка вертикальная, а остальные горизонтальные). Палочки одинаковой длины? (Нет. Вертикальная палочка длинная, а горизонтальные – короткие).
Посмотрите, как пишется буква Ё. Сначала мы проводим вертикальную палочку. Затем – горизонтальные. И ставлю вверху 2 точки. (Демонстрируется написание буквы Ё на доске).
Написание буквы Ё в воздухе, перед собой на столах. (Дети «пишут» пальчиком заданную букву на столе).
Откройте тетради на стр. 123, упр. 6. Пишем букву Ё ё в тетрадях (по 3 буквы — 3 пары)
- 1-й секрет буквы Ё — она гласная. Найдите букву Ё (пространственное расположение буквы в тетради). Раскрашиваем букву красным цветом (почему).
Запоминаем: Буква Ё — гласная.
- Давайте прочитаем эту букву медленно. Что мы слышим? (два звука)
Какие звуки мы слышим? (Й О)
- Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука. Произносим мы два звука, но пишем только одну букву — Ё!
- Работа в тетрадях, стр. 123, упр. 2
Вывод: Буква Ё имеет два звука, когда стоит вначале слов, после гласной буквы.
3. Физминутка. Игра на слуховое внимание.
- Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки»- поднимаем руки вверх. На слово «Палки» - руки в стороны, на слово «Шишки»-присесть на корточки. Педагог пытается запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.
4. Буква Ё — всегда ударная.
Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! Её называют УДАРНОЙ!
А хотите узнать, почему она всегда ударная? Послушайте сказку:
- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на голову букве Е упали две шишки, и так там и остались. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Но не зря же мы часто говорим: «Сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок». Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква Ё всегда ударная).
- А давайте проверим!
(стр. 123, упр. 3 — дети читают слова в столбик, по одному слову, ставят ударение)
Работа в тетрадях, стр. 123, упр. 3 — читаем слова по цепочке и ставим ударение.
5. Звуко-буквенный анализ слова
- Игра «Слово рассыпалось».
На доске размещаются буквы р, ш, ё.
- Ребята, подумайте, какое слово «рассыпалось»? (Ёрш). Правильно.
Сколько слогов в этом слове? А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов: рука к подбородку, 1 гласная буква)
Сколько букв в слове «ёрш»? (В слове «ёрш» три буквы).
Давайте обозначим звуки в этом слове и расскажем о них. (Дети по очереди выходят к доске, обозначают звуки)
Сколько звуков в этом слове? (В слове «ёрш» четыре звука). Почему? (Потому что буква Ё дала 2звука).
- Работа в тетрадях: стр. 123, упр. 3, слово «поёт»
III. Заключительная часть.
1. Дид. игра «Кто внимательный?»
Я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
Ёлка, ежевика, енот, ёрш, ель, ёж, яркий, юла яблоко, ёмкость.
2. Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с буквой Ё).
Что вы узнали о букве Ё? (она гласная, всегда ударная, в ней 2 звука - [й’ о])