Ольга
Фронтальное занятие по лексико-грамматическому развитию в старшей логопедической группе «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по лексико-грамматическому развитию воспитанников с ТНР старшей логопедической группы №3
Учитель-логопед : Сафонова Ольга Викторовна
ТЕМА ЗАНЯТИЯ : домашние животные
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
Коррекционно-образовательная:
- формировать навык образования притяжательных им. прилагательных.
Коррекционно-развивающие :
- активизировать словарь по данной теме;
Публикация «Фронтальное занятие по лексико-грамматическому развитию в старшей логопедической группе „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- уточнять и расширять глагольный словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к домашним животным;
-тренировать навык высказывания и умения доказать свое мнение;
-воспитывать уважительное отношение терпимость к иному мнению.
Коммуникативные:
- формировать предпосылки функциональной грамотности в области коммуникативного развития.
- развивать просодические компоненты речи.
Оборудование: маски коровы, лошади, собаки и кота, картинки с изображением домашних животных и одного дикого, ноутбук, кинопроэктор, экран, колючий мячик, логопедическая кукла, сладкие призы по количеству детей (киндер-шоколад, мягкая игрушка корова.
Ход занятия:
Логопед : Дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришла коровка. Она узнала, что в нашей группе очень любят животных и хочет посмотреть, как мы занимается. Давайте покажем коровке нашу веселую музыкальную разминку. (Все упражнения выполняются под минусовку «Тридцать три коровы» - для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, «Ах, какая мама» -для самомассажа лица).
1. Упражнения биоэнергопластики:
1.1. Артикуляционная гимнастика: «Окно» - открываем- закрываем рот (выполняется с логокуклой, «Почешем наши губки» - легкое покусывание верхней и нижней губы (выполняется с логокуклой, «Качели» - поднятие языка вверх и опускание вниз (выполняется с логокуклой, «Клювики» - вытягивание губ вперед, затем в стороны на улыбке, затем нейтральное положение губ (выполняется без логокуклы, «Футболист» -касание острым языком попеременно то левой, то правой внутренней стороны щеки (выполняется без логокуклы, «Зрители» - высунутый вперед язык и поднятые вверх указательные пальцы переводим то вправо, то влево (выполняется с логокуклой).
1.2. Пальчиковая гимнастика: «Клювики» - пальцы соединить все вместе, затем большой палец отделить от всех остальных, затем вновь исходное положение, «Птички улетели» - ладони с собранными вместе пальцами повернуты вниз, на раз - собираем пальцы все вместе, на два ладонь раскрывается, на три – исходное положение, «Почешем наши ладошки» -согнутые в ладонях пальцы чешут ладонь, «Верх-вниз» -кисти рук поднимаем вверх и вниз, «Кулачки»- сжатие и разжатие кулачков.
1.3. Самомассаж лица: «Солнышко»- поглаживания, «Мальчик» - указательными пальцами волнообразные растирания, «Дождик» -вибрации пальцами.
Логопед : А сейчас коровка хочет узнать, какие мы внимательные. Она приготовила для нас игру «Четвертый лишний».
2. Игра «Четвертый лишний».
На магнитной доске представлены рисунки козы, овцы, медведя и кошки.
Логопед : Нужно внимательно посмотреть на доску и сказать, какая картинка может быть лишней. Но свое мнение нужно обязательно доказать (ответы детей).
3. Объявление темы занятия и сценка «Кто самый нужный?».
Логопед убирает изображение медведя с магнитной доски и предлагает детям назвать обобщающим понятием всех оставшихся на картинках животных (домашние животные).
Логопед : Итак, ребята, сегодня мы будем с вами говорить о домашних животных. Предлагаю сначала посмотреть сценку.
Четыре ребенка подходят к столику с масками и одевают их.
Логопед : Однажды домашние животные завели спор о том, кто из них самый нужный для хозяина. Корова сказала…
Первый ребенок: Я самая нужная, потому что я даю людям вкусное молоко.
Логопед : А кот ей ответил…
Второй ребенок: Нет, я самый нужный, потому что я ловлю мышей и охраняю хозяйские запасы.
Логопед : Но собака с ними была не согласна…
Третий ребенок: Я самая нужная, потому что я охраняю хозяйский двор.
Логопед : В спор вмешалась лошадь и сказала…
Четвертый ребенок: А я перевожу тяжелые грузы для хозяина, поэтому я самая нужная.
Логопед : Долго они спорили, но так и не смогли выяснить, кто самый нужный (Дети кланяются, им аплодируют, они снимают маски и садятся на свои места). Давайте попытаемся это выяснить. Внимание на экран.
4. Виртуальная экскурсия «Домашние животные».
Логопед читает рассказ, сопровождая его презентацией.
Логопед : А у нас сегодня экскурсия. Только не обычная, а виртуальная. Это древние люди и животное, которое удалось приручить. Это собака.
Со временем домашние животные стали сильно отличаться от своих диких предков и по внешнему виду, и по характеру. На фото видно, как сильно отличается собака от своего дикого предка - волка. И окрасом шерсти, и формой ушей, и длиной морды. Они перестали бояться человека. Привыкли, что человек их кормит, лечит, ласкает, заботится о них.
Крупных домашних животных : коров, коз, овец, свиней называют скот. В теплое время года скот пасется на лугу и поедает сочную траву. Зимой для скота заготавливают сено.
Коров и коз доят каждый день и получают молоко.
Из молока делают различные продукты: это и творог, и сметана, и ряженка, и кефир, и молоко, и сливочное масло, и творог, и многое другое.
Овец люди разводят ради шерсти. На фото одна овца уже постриженная, вторая еще нет. Овец люди разводят ради шерсти. На фото одна овца уже постриженная, вторая еще нет. Из шерсти прядут нитки, а из этих ниток вяжут шарфы, свитера, шапочки, варежки, носочки и другие предметы одежды. В холодное время без них не обойтись!
Мясная продукция многим очень нравится. Она попадает на наш стол тоже благодаря домашним животным.
Лошадь перевозит тяжелые грузы. Даже выведена специальная порода – тяжеловоз.
Все домашние животные приносят пользу человеку.
5. Беседа-рассуждение о пользе домашних животных.
Логопед предлагает детям высказать свои мысли о том, какое, по его мнению, домашнее животное является самым нужным. Любой ответ поощряется, если ребенок свою точку зрения сумел доказать.
Логопед : Домашние животные так много пользы нам приносят, что трудно даже сказать, какое из них самое нужное. Мы довольно долго сидели. Пришла пора подвигаться. Прошу пройти на ковер. Покажем коровке, какую игру-стишок мы про нее знаем.
6. Физкультминутка «Коровка».
Коровка-коровка, мы пришли издалека. (Дети маршируют на месте)
Дай, коровка, молока! (Дети протягивает руки вперед, просят)
Чтобы молока попить,
Коровку надо подоить. (Дети держат перед собой согнутые в локтях руки)
Быстро-быстро, ловко-ловко
Доим, доим мы коровку. (Дети выполняют движение, имитирующие доение коровы)
В кружку молока нальем,
С удовольствием попьем. (Дети выполняют движения по сюжету стиха)
- Все напились? – Все напились!
И коровке поклонились.
Логопед : Домашних животных очень много, и они все разные. А сейчас я хочу проверить, как вы можете их узнавать по голосу. В этом нам поможет пальчиковая игра «В лесу».
7. Пальчиковая игра «В лесу» (из цикла Веселые пальчики Екатерины Железновой).
Есть в лесу из бревен дом,
Есть окошко в доме том.
Посмотрите в то окно…
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Гав!»- сказал и запер дверь.
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Ме!»- сказал и запер дверь.
Громко-громко кулачком
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Му!» - сказал и запер дверь.
Киска из окна глядит,
«Мяу-мяу!»- говорит
«Хватит в домик наш стучать!
Дайте хоть чуть-чуть поспать!»
Дети выполняют движения по сюжету песенки.
Логопед : Дети, коровка внимательно послушала нашу песенку и спрашивает, какие домашние животные жили в домике? ( ответы детей: корова, кошка, собака, коза).
Логопед : В лесном домике домашние животные могут жить в сказке, а на самом деле они живут на ферме. И на одну из таких ферм мы с коровкой вас приглашаем.
8. Развитие лексико-грамматических категорий.
8.1. Компьютерная игра с портала Мерсибо «Домашние животные»
Дети по ходу игры отвечают на вопрос, какое животное как подает голос, употребляя глагол.
Логопед : Корова что делает?
Ребенок: Она мычит.
и. т. д.
8.2. Компьютерная игра с портала Мерсибо «Чей хвост?»
Логопед : Представьте, ребята, что животные потеряли свои хвосты. Трудно им будет без хвостов. Давайте им поможем.
Дети по ходу игры называют хвосты животных, образуя притяжательные им. прилагательные.
Логопед : Это чей хвост?
Ребенок: Это лошадиный хвост.
и. т. д.
Логопед : Ребята, нам в игре встретились не только домашние животные, но и дикие. Давайте покажем коровке, какие мы внимательные. Назовите животных, которые не являются домашними.
9. Подведение итогов.
Логопед : Ребята нашей коровке вы все очень понравились. Она обрадовалась, что вы знаете названия домашних животных и их любите. А сейчас я приготовила для вас вкусный сюрприз. Но отдам его, только если вы скажете, какое домашнее животное помогло это лакомство приготовить. (Корова дала молоко, из молока сделали молочный шоколад).
Логопед раздает детям шоколад. Дети говорят коровке «Спасибо!».