Татьяна Маринюк
Фронтальное занятие «Несклоняемые существительные»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
в подготовительной группе на тему:
«Несклоняемые существительные»
Подготовила:
Учитель-логопед МБДОУ ДС №121
Маринюк Т. Н.
Цель: знакомство с несклоняемыми существительными.
Публикация «Фронтальное занятие „Несклоняемые существительные“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные задачи: упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях; учить составлять предложения с этими существительными и различными предметами; объединять предложения в рассказ, пересказывать рассказ
по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие внимания к речи говорящего, памяти, общей мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение правильно говорить, желание заниматься.
Оборудование: Буратино, ключики, предметные картинки, серия сюжетных картин.
Ход:
1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет свои картинки.
У каждого ребенка карточка с двумя картинками (глаз – глаза, дерево – деревья, окно – окна, воробей – воробьи, стул – стулья, дом – дома, ведро – вёдра, ухо – уши, яйцо – яйца, платье – платья).
- Одинаково ли звучат слова, когда вы называли один предмет и много?
(не одинаково)
- Что звучало по-разному? (конец слова)
- Да, дети, слова звучат по-разному. Но есть слова, которые никогда
не меняются. Некоторые из них мы уже знаем. Давайте вспомним их.
( Дети называют слова: пальто, пианино, радио, кино, кафе, такси
и выставляются картинки на доске).
- Кто нас с ними познакомил? (сказочный герой Буратино)
- А имя Буратино меняется? (нет)
- Сегодня он опять пришел к нам в гости и принес новые картинки, а еще золотые ключики, которые будут получать дети за правильные ответы.
2. Внесение и рассматривание двух картинок (сок, какао)
Разбирается слово «сок». Логопед начинает предложение, дети заканчивают:
- Маша выпила стакан (чего) – сока. Она угостила своих друзей (чем) – соком. Много витаминов (в чем) – в соке. Маша рада (чему) – соку. Менялось слово «сок» - ДА.
Затем рассматривается вторая картинка какао.
Эти же предложения со словом «какао» логопед произносит сам. Каждый раз обращает внимание на то, что слово не меняется. Затем дети произносят предложения целиком, выделяя голосом окончание последнего слова. Картинку с изображением какао логопед ставит на доску.
Затем логопед выносит еще две картинки с изображением слона
и кенгуру. Вначале разбирается слово «слон» :
- В зоопарке живет (кто) слон
- Я увидел (кого) слона
-Я подошел (к кому) к слону
- Я дал конфету (кому) слону
-Я играл (с кем) со слоном
-Дома вечером я думал (о ком) о слоне
Менялось слово «слон»? – ДА.
Затем разбирается слово «кенгуру». Логопед говорит, что это слово
не меняется, так же как и слово «какао». Называет эти же предложения – дети заканчивают их. (Логопед обращает внимание, что слово не меняется). Так же картинка с изображением кенгуру ставится на доску.
3. Игра «Один – много».
Задание: Если я буду говорить про один предмет, поднимите желтый кружок, если про много – красный.
Едет такси – едут такси, висят пальто – висит пальто, открылось кафе – открылись кафе, звучит радио – звучат радио, прыгают кенгуру – прыгает кенгуру, стоит пианино – стоят пианино (слова «кофе», «какао», «кино»
не берутся).
Как вы догадались, когда я говорила про один предмет или про много предметов (по каким словам вы догадались) – по словам действия.
4. Игра «1,2,5».
Логопед показывает цифру один и называет предмет, а дети, глядя
на цифры 2, 5 говорят про два предмета и про пять предметов (слова «кофе», «какао», «кино» не берутся).
5. Буратино принес много картинок. Нужно каждому из вас составить предложение по картинкам.
Мама помогает девочке надевать пальто.
Девочка пришивает пуговицу к пальто.
На вешалке висят два пальто.
Рабочие несут пианино.
Мама снимает чехол с пианино.
Девочка играет на пианино.
Малыш достает до пианино.
По улице едут два такси.
Мальчик даёт кенгуру морковку.
Дети слушают передачу по радио.
Бабушка купила две банки кофе.
Молодцы, ребята, вы все правильно назвали неизменяемые слова
в предложении. Логопед вместе с детьми делает обобщение
(при произнесении слов загибают пальчики) :
Слова ты эти твердо знай,
И в предложеньях не меняй.
Кенгуру, такси, какао,
Кофе, радио, пальто,
Пианино и кино.
Как придумано хитро,
Если нам встречаются,
Вовсе не меняются.
6. Логопед выставляет на доску сюжетную картинку: «Девочка играет на пианино». Проводится анализ предложения. Затем логопед предлагает детям выложить схему этого предложения. Один ребенок выкладывает схему предложения на доске.
7. Динамическая пауза. Проводят дети самостоятельно два раза
с движениями.
Буратино потянулся,
Руки в стороны развёл,
Низко над землей нагнулся –
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать!
Крепче, Буратино, стой!
Вот он, ключик золотой!
8. Буратино принес нам картинки про то, как провел выходные. Давайте
мы составим предложения по этим картинкам.
«Буратино надел пальто. Он вышел на улицу и сел в такси. Буратино приехал в кафе. В кафе он выпил стакан какао. Буратино пошел в зоопарк посмотреть на кенгуру. Буратино поиграл с кенгуру и дал кенгуру морковку». У нас получился целый рассказ. Логопед произносит рассказ целиком.
«Буратино надел пальто вышел на улицу и сел в такси. Приехал в кафе выпил стакан какао. Потом Буратино пошел в зоопарк чтобы посмотреть
на кенгуру. Он поиграл с кенгуру и дал кенгуру морковку». Спросить 2-3 детей.
9. Итог занятия. Дети считают золотые ключики, полученные за правильные ответы, оценивают себя на доске магнитиками, Буратино раздает им азбуки.