Ляна Евдокимова
Фронтально-подгрупповое занятие в подготовительной группе детей с ТНР по теме «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип НОД: фронтально-подгрупповое
Направление: речевое развитие
Тема: Домашние животные
Цели:
Коррекционно-развивающие:
Уточнить представления детей о звуке (Ш);
закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие фонематического слуха;
зрительного внимания;
речевого слуха,развитие речевого дыхания;
закрепить умение определять место звука в слове;
Публикация «Фронтально-подгрупповое занятие в подготовительной группе детей с ТНР по теме „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать внимание, память, мышление и воображение;
упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение;
связной речи, мышления, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Наборное полотно, коврограф, контейнер с карандашами, тетрадь №1 по числу детей; корзинка, наполненная бобами, фигурки домашних животных и их детенышей, плоскостные изображения дерева, куста, мостик из кубиков, флажки желтого и коричневого цветов по числу детей, следов домашних животных.
Предварительная работа:
Разучивание диалога "Кисонька-мурысонька, где ты была?», упражнения «Кролики» с воспитателем. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к постановке звука [ш].
Часть НОД Ход НОД Форма организации Время
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводный этап
Организационный момент
Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. Логопед. Здравствуйте ребята. Как я рада вас видеть!
Давайте друг другу улыбнемся.
Посмотрите, кто у меня тут спрятан!
Логопед. Опустите руку в коробку и достаньте, что найдете.
Логопед. Посмотрите на игрушки, которые вы достали из корзинки. Кто это?
Дети. Это домашние животные.
Логопед. Назовите их.
1-й ребенок. У меня корова.
2-й ребенок. Ау меня баран.
3-й ребенок. У меня коза.
4-й ребенок. Ау меня кролик.
Молодцы! Мы с вами поговорим о домашних животных. И у меня есть задания для вас. Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В ней среди бобов спрятаны резиновые или пластиковые фигурки домашних животных. Логопед предлагает детям по очереди опустить руки в корзинку и найти там по одной игрушке. Дети выполняют задание и проходят в кабинет. 2 мин.
Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Игра «Найди детенышей».
Логопед. Обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете, почему? Они потеряли своих детенышей. Посмотрите вокруг и помогите животным найти малышей. Когда вы найдете детеныша своего животного, возьмите фигурку и пройдите за стол. Логопед. А теперь расскажите о том, где прятались детеныши. Постройте красивые предложения.
1-й ребенок. Теленок прятался под деревом.
2-й ребенок. Ягненок стоял на мостике.
3-й ребенок. Козленок выглядывал из-за куста.
4-й ребенок. Кролик сидел в ящике.
Логопед. Поставьте фигурки животных и их детенышей на середину стола. Обращение. Обсуждение. Употребление простых предлогов детьми.
До начала занятия логопед расставляет на полках в открытых стенных шкафах фигурки детенышей домашних животных. Дети выполняют задание логопеда. 2 мин
Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Упражнение «Семейка слов».
Логопед. Посмотрите внимательно. Какое животное с детенышем лишнее и почему?
Дети. Лишние кролик и крольчонок, потому что у них нет рогов. А у всех остальных животных есть рога.
Логопед. Давайте, образуем семейку слов от слова рога, а для этого сравните рога всех этих животных и их детенышей.
Какие рога у козленка, теленка и ягненка?У них маленькие рога, рожки.
У барана самые большие рога. Как их можно назвать?Рожищи.
У всех этих животных и их детенышей есть рога. Какие эти животные? Рогатые.
А знаете ли вы, чем пользуются мальчишки, чтобы научиться метко стрелять в цель? Название этого предмета тоже образовано от слова рога. Мальчишки стреляют из рогатки.
Верно. Давайте перечислим все слова, которые мы образовали от слова рога.
Дети. Рожки, рожищи, рогатые, рогатка.
Логопед. Давайте составим предложения с этими словами.
У теленка, козленка и ягненка маленькие рожки.
У барана большие, закрученные рожищи.
Корова, коза и баран - рогатые домашние животные.
Мальчишки учатся стрелять из рогатки.
Молодцы ребята!
Проходите на свои места. Дети выставляют фигурки животных и их детенышей в ряд на столе. Дети стоят рядом около стола.
4 мин.
Профилактика нарушений письменной речи. Развитие тонкой моторики. Логопед. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Дети. Это собака.
Логопед. Верно. Возьмите серый карандаш, обведите собаку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаза.
Логопед. Теперь коричневым карандашом обведите по контуру лошадь, а оранжевым - кошку. Индивидуальная работа за столами.
4 мин.
Развитие общей моторики, координации речи с движением. Логопед. Давайте мы с вами отправимся на ферму и посмотрим на кроликов.
Мы на ферме побывали,
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики
То ложились,
То кружились
В прополочном домике.
Лапками стучали.
Весело пищали.
Мы зверькам
Не травки жесткой - Клеверу достанем.
Вырастайте
С нежной шерсткой,
С круглыми хвостами.
Логопед. Хорошо мы с вами погуляли! Идут по кругу, держатся за руки.
Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков. Ложатся. Кружатся. Хлопают в ладоши.
Топают ногами. Идут по кругу, держатся за руки.
Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков. 2 мин.
Развитие просодической стороны речи (четкости дикции, интонационной выразительности). Логопед. А сейчас вспомните диалог, который мы разучили. «Кисонька-мурысонька, гдеты была?»
Давайте разделимся на пары.
Ваня и Анжелина.
Коля и Оделина.
Кисонька-мурысонька, Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела?
- Одна.
Не ешь одна! Не ешь одна! Он разбивает детей попарно и предлагает каждой паре выразительно рассказать диалог.
Логопед определяет лучших. 4 мин.
Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [в']-[ф']). Логопед. Сейчас я хочу проверить, как вы сумеете различать звуки [в']-[ф'] в слогах, словах, предложениях. Если вы услышите звук [в'], то поднимите желтый флажок, а если услышите звук [ф'], то поднимите коричневый флажок.
Логопед. Ви, ве, фи, вя, фё, фе. Ведро, филе, фигура, свет, креветка, картофель. Света любит кататься на велосипеде. Фима пил компот из фиников. Дети стоят на ковре лицом к логопеду. Логопед раздает детям флажки двух цветов. Логопед произносит цепочку слогов, слов, предложения, а дети поднимают соответствующие флажки. 3 мин
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного уклада звука [ш]. Логопед. А теперь пройдите к зеркалу, и давайте снова сделаем упражнение «Горячий чай». Уголки губ разведите в стороны. Сделайте язычок «чашечкой» за верхними зубами, медленно сближайте зубы, дуйте в «чашечку», произнося звук [с].
Дети. Ш. 2-3 раза. Затем можно попробовать отработать с детьми произношение открытых слогов: ша, ши, ше (от слогов са, сы, сэ) в упражнении «Горячий чай». 3 мин
Развитие зрительного внимания и восприятия Логопед. Посмотрите-ка, домашние животные оставили следы. Выберите по два одинаковых следа и подумайте, кто же их оставил.
1-й ребенок. Я думаю, что эти следы оставил кот.
2-й ребенок. А я нашла следы лошади.
3-й ребенок. У меня следы собаки.
Логопед. Вот так молодцы! Я даже не думала, что вы так, легко выполните это задание. Прошли к столу, на котором лежат картинки с изображением следов животных. 3 мин
Заключение.
Молодцы, я Вами горжусь. Вы справились со всеми заданиями.
А что понравилось больше всего?
Оценка работы детей.
Дети вспоминают, перечисляют, что понравилось больше всего. 3 мин