Инна Петрова
Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте «Звуки [с]-[ш], буквы с и Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность
по обучению грамоте
в подготовительной группе комбинированной направленности
«Звуки [с]-[ш], буквы С и Ш»
«Путешествие в страну Правильной речи»
Цель: закрепление у детей навыка различения звуков [с]-[ш] и букв изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные :
- уточнять произношение звуков [с] и [ш], дифференциацию их в слогах и словах;
Публикация «Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте „Звуки [с]-[ш], буквы с и Ш“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- закреплять умение проводить звукослоговой анализ, синтез слов, давать характеристику звуков;
- совершенствование навыка чтения слов;
- профилактика нарушений письменной речи;
- закреплять умение составлять простые распространенные предложения по картинке, определять количество слов в предложении, выкладывать его схему;
- закреплять зрительный образ изученных букв;
- верификация предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;
- развивать навыки самоорганизации и контроля.
Оборудование:
Столы и стульчики по количеству детей; таблица, в клетки которой прикрепляются картинки; предметные картинки; символы звуков : «с и ш» – «Свистелочка, Шипелочка», конверт с карточкой, схемы предложения, карандаши.
Ход деятельности:
Организационный момент
Дети заходят за логопедом в кабинет, разворачиваются лицом к гостям.
Логопед / Л:/ : К нам сегодня пришло много гостей, давайте улыбнемся, поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего, весеннего настроения.
Введение в тему.
«Найди, запомни, повтори»
Л: А сейчас развернемся к мольберту.
На таблицу посмотрите.
Картинку, что попрошу найдите.
Ананас Автобус Лошадь
Сыр Лягушка Шар
Пылесос Малыш Матрешка
Леша возьми картинку, которая находится:
- в правом верхнем углу; Лошадь
Валя найти картинку, которая находится:
- в левом нижнем углу; Пылесос
Злата ищет картинку, которая находится:
- под ананасом; Сыр
Степа возьми картинку, которая находится:
- над лягушкой; Автобус
Виталику достается картинка, которая расположена:
- в правом нижнем углу; Матрешка
Аля твоя картинка, правее лягушки; Шар
Миша возьми картинку, которая находится:
- в левом верхнем углу; Ананас
Настя найди картинку, которая находится:
- под лягушкой;
Саша твоя картинка в центре.
Ребёнок называет картинку и отходит.
Л: Произнесите названия своих картинок. Молодцы. А теперь займите свои места.
Л: (называет слова и утрированно выделяет звуки с и ш) Какие два звука чаще других повторялись во всех словах?
Д: [с] и [ш].
Л: Расскажите о них немножко, какие это звуки?
Д: Согласные, твердые, глухие.
Л: Чем похожи, что у них общего?
Л: А чем же они различаются?
Д: Один шипит, другой свистит.
Л: Ребята, к нам пришли Свистелочка и Шипелочка.
Л: Свистелочка и Шипелочка приглашают нас в гости в свою страну Правильной речи. В каждой стране есть разные города. Сейчас мы побываем в городе Звукограде и поиграем с нашими героями.
Различение звуков [С] – [Ш]. (Развитие фонематического слуха)
Л: Девочки предлагают поиграть в игру «Скажи наоборот» :
са-ша ас-аш
со-шо ос- ош
су-шу ус- уш
сы-ши ыс - ыш
сэ-шэ эс- эш
(Отвечают группой) Все вместе: уши- усы, шутки- сутки, басня-башня, суметь-шуметь, крыша- крыса.
Игра «Найти цветок» (Развитие фонематических представлений (определение места звука в слове, дифференциация звуков с и ш)
Л: А сейчас мы с Вами поиграем в игру «Найди цветок».
Возьмите свою бабочку, определите, какой звук находится в вашем слове, в каком месте он спрятался. Посадите бабочку на тот цветок, который ей подходит.
Дети выходят и сажают своих бабочек на цветок.
Л: С этим заданием вы справились. Какие вы молодцы, все бабочки сидят на своих цветочках!
Упражнение «Допиши букву»
Л: Это мы с вами поиграли со звуками? Звуки мы слышим и произносим.
Л: А мы можем их увидеть?
Д: Нет
Л: Что они нам оставили?
Д: Оставляют след –букву.
Л: Ухо звук определит, язычок проговорит,
Глаз запомнить букву сможет, и руке писать поможет.
Л: И нам пора отправляться в город Буквоград.
Л: Вспомним след звука С и в воздухе напишем. На что похож след звука с. В какую сторону смотрит буква? На что похож след звука Ш?
(Дети прописывают буквы в воздухе)
Л: Молодцы
Л: А теперь поиграем с буквами. Достаньте карточку из конверта с желтым квадратом, поверните той стороной, где нет картинок. Свистелочка и Шипелочка решили пошалить и удалили некоторые элементы букв. Возьмите карандаши и допишите нужный элемент.
Л: Какие вы молодцы. Все буквы починили, вспомнили, как они пишутся. Но буквы еще могут и прятаться.
Л: Переворачиваем карточку. Обратите внимание, у нас необычные слова: предметы разные, а названия напечатаны одинаковыми буквами. И только одна буква поможет различить эти слова. Произнесите название картинки и впечатайте ту букву, которая подходит этому слову.
Дети выполняют задание.
Л: Давайте проверим, правильно ли выполнили задание. Назовите первый предмет. (Мишка). Какая буква спряталась в названии предмета? (Ш)
Назовите второй предмет? (Миска) Какая буква спряталась в названии предмета? (показываю образец)
Л: Вот видите, ребята, как важно не ошибаться. Один звук и одна буква меняют целое слово и название предмета.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись!
Выше-выше потянулись!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Л: В волшебной стране правильной речи нам осталось посетить один город, который называется Словоград.
Л: Ребята, а из чего состоит наша речь?
Д: Наша речь состоит из предложений.
Л: А что такое предложение?
Д: Предложение — это законченная мысль.
Л: А из чего состоит предложение?
Д: Предложение состоит из слов.
Л: А какие бывают слова?
Д: Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Л: (выставляю картинку) Послушайте, какое предложение я составила: «Миска моет мишку»). Я все правильно сказала?
Д: нет. Миска не может мыть мишку.
Л: Обратите внимание, как важно не путать звуки.
Мишка моет миску. (Нам не хватает слова-признака. Что мы можем сказать про миску, какая она). Итак, какое предложение у нас получилось. (Повторяют дети)
Анализ предложения:
1. Сколько слов в предложении.
2. Назовите (имена детей) первое, второе, третье, четвертое слово.
3. Назовите (имена детей) слова-предметы, слово-действие, слово-признак.
Л: Возьмите в руки конверты со схемами предложения и выложите схему нашего предложения. (Логопед проверяет у каждого ребенка)
Молодцы.
Итог занятия.
Л: Мы с вами побывали в замечательной стране Правильной речи, поиграли, показали свои знания. С какими звуками и буквами мы сегодня играли? Свистелочка и Шипелочка в знак благодарности приготовили Вам подарки пазлы с буквами С и Ш.